Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
5.1. В рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при проведении операций и сделок Предприниматель оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) Риска.
5.2. Предприниматель оценивает степень (уровень) Риска на основе информации, полученной в результате реализации программы изучения клиента, а также с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – признаки повышенной степени (уровня) Риска) включенных в Приложение 8 к настоящим Правилам с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
5.3. Предприниматель оценивает и присваивает степень (уровень) Риска до возникновения договорных отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), а также в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)).
5.4. Для оценки степени (уровня) Риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением, Предприниматель осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.
Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, Предприниматель уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в настоящих Правилах, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.
5.5. Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются Предпринимателем в анкете клиента.
5.6. Степень (уровень) Риска оценивается как повышенная в случае, если хотя бы один из показателей оценки обоснования Риска, приведенный в Приложении 8 к настоящим Правилам, оценен как повышенный. В этом случае Предприниматель делает в анкете клиента отметку о повышенной степени (уровня) Риска.
В случае, если в результате оценки степени (уровня) Риска ни один из показателей оценки обоснования повышенного Риска, приведенный в Приложении 8 к настоящим Правилам, у клиента не выявлен, Предприниматель делает в анкете клиента отметку об отсутствии повышенной степени (уровня) Риска.
5.7. Предприниматель обновляет сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривает степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:
- в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.
Для целей реализации Предпринимателем данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений следует считать день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, присвоения степени (уровня) Риска.
В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации Предприниматель обновляет сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
5.8. Результаты оценки степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
5.9. Снижению риска совершения недобросовестными клиентами Предпринимателя операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма способствуют:
- рассмотрение Предпринимателем вопроса о целесообразности установления договорных отношений с клиентом в случаях отнесения клиента к группе высокой степени риска;
- рассмотрение по предложениям Специального должностного лица вопроса о целесообразности установления договорных отношений с клиентами.
5.10. В целях снижения риска соучастия работников Предпринимателя в противоправных действиях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Предприниматель предпринимает все необходимые меры по предотвращению коррупции персонала Предпринимателя.
Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
6.1. Предпринимателем осуществляются процедуры выявления:
- операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
- операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям (указанные основания документального фиксирования информации также перечислены в п. 7.2. настоящих Правил);
- необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
6.2. Предпринимателем осуществляется постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов.
6.3. Предпринимателем обеспечивается повышенное внимание (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска.
6.4. В целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, Предпринимателем применяются положения статьи 6 Федерального закона и Приложение 10 к настоящим Правилам. Обязательному контролю со стороны Предпринимателя подлежат операции, установленные статьей 6 Федерального закона.
6.5. Предпринимателем также выявляются операции (сделки) со следующими признаками:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- неоднократное совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом Предпринимателю направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников Предпринимателя возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
6.6. Перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленных Росфинмониторингом, для выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности Предпринимателя и его клиентов, приведен в Приложении 1 к настоящим Правилам.
Предприниматель вправе представлять предложения по дополнению перечня критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки. Решение о признании операции клиента подозрительной принимается Предпринимателем на основании информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента, характеризующей его статус, статус его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца.
6.7. В случае установления соответствия операции (сделки) конкретному критерию и выявления характерных признаков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, работник Предпринимателя, осуществивший и обнаруживший такую операцию (сделку), незамедлительно информирует Специального должностного лица по форме, указанной в Приложении 9 к настоящим Правилам, а также предоставляет ему информацию об операции, основания ее отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю или операциям, имеющим необычный характер.
6.8. При выявлении признаков необычной операции (сделки) клиента Предприниматель проводит анализ иных операций (сделок) клиента, а также имеющейся в распоряжении Предпринимателя информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе (при наличии последних) и бенефициарном владельце в целях подтверждения обоснованности подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.9. Предприниматель изучает основания и цели совершения всех выявляемых необычных операций (сделок). Полученные результаты фиксируются Предпринимателем в письменной форме.
6.10. При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков Предприниматель может предпринять следующие действия:
- обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);
- обеспечить повышенное внимание (мониторинг) ко всем операциям (сделкам) этого клиента в целях получения подтверждения, что их осуществление может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
6.11. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) работником Предпринимателя, выявившим указанную операцию (сделку), составляется внутреннее сообщение, содержащее сведения об указанной операции (сделке) (далее - Сообщение об операции), по форме, приведенной в Приложении 9 к настоящим Правилам.
6.12. Сообщение об операции в день совершения операции передается Специальному должностному лицу для принятия решения о целесообразности его представления Предпринимателю (либо уполномоченному им лицу). При получении Сообщения об операции Специальное должностное лицо изучает представленную ему информацию и при подтверждении сведений, содержащихся в Сообщении об операции, в день совершения операции передает Сообщение об операции Предпринимателю (либо уполномоченному им лицу). О решении Специального должностного лица (с его мотивированным обоснованием) в Сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
6.13. При наличии оснований Предприниматель (либо уполномоченное им лицо) в день совершения операции принимает решение:
а) о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
г) о представлении информации об операциях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, в Росфинмониторинг.
О решении (с мотивированным обоснованием) Предпринимателя (либо уполномоченного им лица) в Сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
6.14. О дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых Предпринимателем в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков в Сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
6.15. В случае самостоятельного исполнения Предпринимателем функций Специального должностного лица изложенный порядок информирования Предпринимателем (работником Предпринимателя), выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, Специального должностного лица для принятия последним решения о дальнейших действиях в отношении операции (сделки) в соответствии с Федеральным законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667, настоящими Правилами, не применяется.