Тема «Международная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)»

Вопрос 1.

Отмывание денег – масштабное явление в мировой экономике.
Важной особенностью преступлений, связанных с отмыванием денег, является их вспомогательный характер, то есть целью данных преступлений являются продолжение и расширение криминальной деятельности.

К отмыванию доходов относятся как любые действия, направленные на сокрытие преступного характера их происхождения, так и использование этих доходов даже без цели придания правомерного вида их получению (международное право).
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. (российское право).

Легализация преступных доходов наиболее активно в настоящее время осуществляется:
— в футбольном секторе, постоянно аккумулирующем значительные инвестиции;

— в секторе ценных бумаг;

— в организациях, осуществляющих денежные переводы;

— в зонах свободной торговли;

— при помощи новых методов платежей (включая предоплаченные дебетовые карты, платежные терминалы, интернет-системы платежей, платежные услуги с использованием мобильного телефона и др.)

Три стадии отмывания денег:размещение, расслоение, интеграция.

Размещение – введение наличных денег, полученных преступным путем, в легальную финансовую систему через какое-либо финансовое учреждение.
Предварительно может быть обмен купюр различного достоинства или валюты.
Финансовое учреждение может быть контролируемое преступниками или легальное.

Если финансовое учреждение легальное, то для маскировки могут быть использованы способы:

1. дробление денежной наличности на суммы, не подпадающие под контроль;
2.смешивание денег, полученных преступным путем, с законной выручкой предприятий, имеющих существенные денежный оборот.

Например, для легализации доходов от наркобизнеса в российской практике используются:
- ночные клубы и дискотеки;

- предприятия оптовой и розничной торговли;

- предприятия сферы обслуживания (рестораны, автомастерские, и т.п.).

Расслоение - совершение множества финансовых операций с целью отдалить средства, полученные преступным путем, от источника их происхождения.

Расслоение осуществляется путем:

- проведение трансграничных операций в оффшорных компаниях и банках;
- проведение множества операций между финансовыми институтами без явного объяснения.
Интеграция – инвестирование отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения различных активов.

По данным правоохранительных органов, в 2013 году в российской кредитно-финансовой сфере совершено более 42 тысяч преступлений, из них почти 16 процентов – в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений за последние три года составил свыше 20 миллиардов рублей.

Количество организаций, состоящих на учете в финансовой разведке, за 2013 год выросло примерно на 2%, превысив 24 тысячи.

Количество недобросовестных кредитных организаций в 2013 году начало сокращаться. По сравнению с 2012 годом число банков и их филиалов уменьшилось на 10,2% (26 банков и 312 филиалов).

Вопрос 2.

Финансированием терроризма является предоставление или сбор средств для фактически совершенных или подготавливаемых террористических актов, а также для террористических организации (международное право).

Финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (российское право).

Источники средств для финансирования терроризма – 1) организованная преступная деятельность (незаконный оборот наркотиков, оружия; похищение людей с целью выкупа; подделка банковских карт и другие); 2) подконтрольные предприятия в теневом и легальном секторах экономики; 3)спонсорская помощь от частных лиц, гуманитарных организаций и благотворительных фондов.

Вопрос 3.

Общественная и экономическая опасность отмывания денег, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:рост политического влияния криминальных структур, противодействие укреплению системы регулирования и законодательства; развитие коррупции в государственном секторе и рост числа правонарушений в финансовой системе, подрыв устойчивости финансовых рынков; государство недополучает часть налогов, усиление диспропорций в распределении налогового бремени и социальная дифференциация.

Предприятия и финансовые организации, участвующие в отмывании преступных доходов:

А) получают финансовые ресурсы на более выгодных условиях, чем среднерыночные;

Б) Обременены дополнительными рисками, а именно: репутационные риски; риск возникновения убытков, обусловленных неадекватностью, несостоятельностью внутренних процессов, систем, персонала или воздействием внешних факторов; юридический риск (вынесение неблагоприятных судебных решений, заключение не имеющих силы контрактов, наложение, штрафных санкций); риски концентрации кредитов.

Вопрос 4.

Конец 1980-х гг. – острая необходимость ограничения и разрушения финансово-экономической основы организованной преступности. Как следствие, борьба с отмыванием денег – не самоцель, а средство борьбы с незаконным оборотом наркотиков, преступностью и коррупцией.

В этот период выбор стратегии и инструментов ПОД/ФТ был обусловлен следующим:

1.Обычные меры уголовно-правового характера были неэффективны из-за ограниченного доступа правоохранительных органов к документам, содержащим банковскую и финансовую тайны. Следовательно, в международной системе ПОД/ФТ требовалось участие финансовых институтов.

2. Учитывая объективный характер глобализации, запретительные и ограничительные меры в борьбе с финансовыми преступлениями были и остаются неэффективными.

Таким образом, для эффективного противодействия проникновению преступников в международную финансовую систему сеть защитных мер должна иметь универсальный характер и быть без брешей, то есть:

¨ на международном уровне- не должно быть стран или территорий, где ослаблено под/фт,

¨ на национальном уровне – не должно быть институтов, где есть проблемы с соблюдением под/фт.

С 2001 г. Под/фт стало рассматриваться как самостоятельное направление международного сотрудничества.Приоритет в развитии международной системы под/фт – стандартизация подходов стран, разработка и внедрение лучшей практики во все страны мира.Такими международными стандартами признаны Рекомендации ФАТФ.

Вопрос 5.

Базовые характеристики международной системы под/фт:

¨ предмет регулирования– правоохранительная деятельность по расследованию и уголовному преследованию отмывания денег и финансирования терроризма, а также специальный комплекс финансовых, надзорных и оперативно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение финансовых операций, связанных с указанными преступлениями;

¨ субъекты регулирования –государства, компетентные государственные органы, финансовые учреждения и иные финансовые посредники, а также юридические и физические лица, участвующие в операциях с денежными средствами или иным имуществом;

¨ институциональная основа системы ПОД/ФТ– международные органы и организации, участвующие в установлении и внедрении соответствующих норм и стандартов и в непосредственном обеспечении взаимодействия между субъектами данной системы, а также применяемые ими методы и средства правового и политического регулирования;

¨ правовая основа системы ПОД/ФТ– международные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права, а также свод указанных норм и правил, представляющих собой международные стандарты ПОД/ФТ.

Институциональные основы ПОД/ФТ:

1. ФАТФ, Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт», Базельский комитет по банковскому надзору, ИОСКО,IAIS – в пределах своих компетенций, кроме ФАТФ

2. Совет безопасности ООН – практическое взаимодействие государств в борьбе с финансированием терроризма

3. МВФ и Всемирный банк – проведение оценок и техническое содействие

Вопрос 6.

Роль методологического центра в вопросах противодействия отмыванию теневых доходов и финансированию терроризма выполняет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ (FATF − Financial Action Task Force on Money Laundering), создана в 1989 г.

Задачи ФАТФ:

- Выработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег;

- взаимный контроль;

- Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов;

- Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций;

- Содействие созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки;

- Ведение «черного списка» стран и территорий.

Инструментарий ФАТФ:

¨ Установление стандартов;

¨ Оценка прогресса на национальном уровне;

¨ Мониторинг высокорисковых и не идущих на сотрудничество юрисдикций;

¨ Подготовка отраслевых исследований.

2013 год – председательство РФ в ФАТФ. Российская Федерация перешла с процедуры стандартного мониторинга ФАТФ, предполагающей ежегодную отчетность, на более мягкий режим,при котором отчет о прогрессе представляется раз в два года.Большинство стран-членов ФАТФ, включая, например, США и Австралию, находятся на стандартном мониторинге. Япония – на усиленном режиме (предполагающем выездные проверочные миссии).

Вопрос 7.

Региональные организации по типу ФАТФ:

Ñ Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ),

Ñ Карибская группа по борьбе с отмыванием денег (CFATF),

Ñ Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (APG),

Ñ Группа по борьбе с отмыванием денег в Южной Америке (GAFISUD)

Ñ Группа по борьбе с отмыванием денег в странах Южной и Восточной Африки (ESAAMLG), созданная в 1999 г.;

Ñ Группа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ), созданная в ноябре 2004 г.;

Ñ Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в западной Африке (GIABA);

Ñ Специальный комитет экспертов Совета ЕС по оценке мер ПОД/ФТ (МАНИВЭЛ)

Ñ Группа представителей оффшорных стран в сфере банковского надзора (OGBS) и другие.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).http://www.eurasiangroup.org/ru/

Создана в 2004 г. В составе: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызская республика, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Китай и Индия. ЕАГ является экспертно-аналитической организацией. Ее основная задача заключается в распространении стандартов ФАТФ в области ПОД/ФТ и активном участии в формировании новых подходов к оценке угроз и рисков. В ближайшем будущем планируется ее преобразование в международную организацию.

ЕАГ проводит взаимные оценки национальных систем ПОД/ФТ своих государств на основе методологии ФАТФ, исследует типологии отмывания денег и финансирования терроризма и реализует программы технического содействия государствам-членам Группы, включая обучение кадров.

Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ) — является одной из восьми региональныx групп по типу ФАТФ и представляет собой независимый региональный орган, самостоятельно определяющий политику и практику борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, используя при этом в качестве основного руководства рекомендации ФАТФ

АТГ является автономной и совместной международной организацией.

Основана в 1997 году в Бангкоке. Состоит из 41 участника и ряда международных и региональных наблюдателей.

Некоторые из ключевых международных организаций также поддерживают АТГ в регионе, а именно:

• Международный валютный фонд,

• Всемирный банк,

• ОЭСР,

• Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности,

• Азиатский банк развития,

Вопрос 8.

Группа Эгмонт – неформальная организация, объединяющая подразделения финансовой разведки стран мира. Основные задачи Группы «Эгмонт»:

¨ - содействие созданию новых ПФР,

¨ - развитие сотрудничества между ними, прежде всего в части информационного обмена.

Подразделение финансовой разведки представляет собой центральный национальный орган, ответственный за сбор, анализ и передачу другим компетентным органам информации о выявленных фактах финансовых нарушений:

а) касающихся подозрительных доходов преступного происхождения;

б) несоблюдения государственного законодательства или инструкций в целях противодействия отмыванию денег.

Техническое содействие и обучение в области ПОД/ФТ охватывают широкий спектр вопросов, включая:

• Подготовку национальных стратегий ПОД/ФТ и оценок степени риска;

• Создание и усовершенствование национальных механизмов; координации;

• Составление законопроектов, регулирование и руководство;

• Создание и повышение качества функционирования подразделений финансовой разведки;

• Обучение разведчиков, работников прокуратуры и судей по выслеживанию отмывания денег и финансированию терроризма, судебным преследованиям и рассмотрению/конфискации активов;

• Обучение управляющих финансового сектора и регулирующих определенные нефинансовые секторы;

• Повышение эффективности регулирования благотворительности для ПОД/ФТ;

• Создание и усовершенствование порядка трансграничного перемещения валюты;

• Укрепление международного сотрудничества, включая юридическую взаимопомощь.

Примеры подразделений финансовой разведки

¨ TRACFIN — во Франции,

¨ Национальная служба криминальной информации (NCIS) — в Великобритании,

¨ FINCEN — в США,

¨ Специальная группа финансовых расследований (ОА-14) Федерального криминального ведомства Германии.


Тема «Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на международном уровне»

Вопрос 1.

Правовые основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ включают:

• Конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская конвенция)

• Декларация Базельского комитета по банковскому надзору 1988 г. «О предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств»;

• Рекомендации ФАТФ, принятые в 1990 г., пересмотренные в 1996 г. и в 2003 г., 2012 г.

• Конвенция Совета Европы 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская Конвенция).

• Директива Совета Европы 1991 г. №91/308/EEC «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег».

• Типовой закон о противодействии отмыванию денег 1993 г., принятый в рамках Программы ООН по контролю над наркотиками

• Глобальная программа ООН по борьбе с отмыванием капиталов (1997 г.),

• Политическая декларация и План действий по борьбе с отмыванием денег (1998 г.),

• Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) (Палермская конвенция)

• Вольфсбергские принципы (2002 г.),

• Директива Совета Европы от 4 декабря 2001 г. о мерах по борьбе с использованием финансовых систем для отмывания денег;

• Парижская декларация по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.

• Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций, была принята государствами-членами 8 сентября 2006 года. (см. http://www.un.org/ru/terrorism/strategy-counter-terrorism.shtml).

Вопрос 2.

Международные стандарты ПОД/ФТ (Сорок рекомендаций ФАТФ).Последняя редакция 2012 г.

Отличительные черты современных рекомендаций ФАТФ:

• Включение в качестве самостоятельной рекомендации обязательной оценки рисков и применения риск-ориентированного подхода. Этот подход должен стать основой для эффективного распределения ресурсов в рамках национального режима противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

• Усилены требования по надлежащей проверке клиента и работе с клиентами, которые являются публичными должностными лицами. Теперь эти требования относятся не только к иностранным лицам, но и к гражданам своей страны, которым вверены важные публичные функции в стране или в международной организации.

Включают 7 блоков:

• А – Политика ПОД/ФТ и координация

1.оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода

2. национальное сотрудничество и координация

• В - Отмывание денег и конфискация

3. Преступление отмывания денег

4. Конфискация и обеспечительные меры

• С – Финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения

5. Преступление финансирования терроризма

6.Целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма

7. Целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению оружия массового уничтожения

8. Некоммерческие организации

• E – Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образований

24. Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц

25. Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических образований

• F – полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные меры

Подраздел – регулирование и надзор (рекомендации №26-28)

Подраздел – оперативная и правоохранительная деятельность(рекомендации №29-32)

Подраздел общие требования (рекомендации №33,34)

Подраздел Санкции (рекомендация №35)

• G - Международное сотрудничество

36. Международные правовые инструменты

37. Взаимная правовая помощь

38. Взаимная правовая помощь: замораживание и конфискация

39.Экстрадиция

40. Иные формы сотрудничества

Вопрос 3.

Документы Базельского комитета по банковскому надзору ( в части ПОД/ФТ).

• Декларация о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денег (1988 г.)

Данный документ состоит из двух частей: Преамбулы, раскрывающей причины и цели его принятия, и Заявления о принципах.

В Преамбуле Декларации отмечается, что банки другие финансовые учреждения могут невольно быть использованы как посредники для перевода или вклада средств, полученных в результате преступной деятельности. Доверие общества к банкам и их устойчивость могут быть подорваны, если в общественном мнении банки будут ассоциироваться с преступниками. Кроме того, банки сами могут подвергнуться прямым убыткам от мошенничества либо из-за небрежности в выявлении неблагонадежных клиентов, либо из-за падения добропорядочности своих сотрудников, связанных с преступниками. Именно в связи с этими обстоятельствами Базельский комитет посчитал необходимым способствовать установлению соответствующих этических стандартов профессионального поведения для банков и иных финансовых учреждений. Декларация не является правовым документом и ее выполнение полностью зависит от национальной практики и законодательства.

Принятую Декларацию рассматривают как заявление именно об этических принципах, побуждающих руководство банков вести эффективные процедуры в следующих целях:

- надлежащей идентификации всех лиц, ведущих дела с их учреждениями;

- отказа от совершения операций, которые не кажутся законными;

- достижения сотрудничества с правоохранительными ведомствами.

• «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» 1997 г.

Из 25 основополагающих принципов к ПОД/ФТ относится принцип 15, который предусматривает обязанность органов банковского надзора устанавливать, имеются ли в банке адекватные регламенты, положения и инструкции (включая строгое выполнение правила «Знай своего клиента»), способствующие соблюдению высоких этических и профессиональных норм в финансовом секторе и предотвращению преднамеренного или непреднамеренного использования банка криминальными структурами.

В отношении принципа 15 «Методология основополагающих принципов», принятая в 1999 году содержит 11 специальных и 5 дополнительных критериев оценки адекватности положений и процедур «Знай своего клиента».

В частности, предусматривается обязанность органа банковского надзора периодически проверять соответствие установленным требованиям систем внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также систем по предотвращению, выявлению мошенничества и информированию о таких случаях. При этом надзорный орган должен иметь достаточные полномочия для обеспечения выполнения установленных в сфере ПОД/ФТ, включая право на применение мер административной или иной ответственности в отношении банков, не выполняющих такие требования (обязательный критерий 9).

Вопрос 4.

Вольфсбергские принципы.Другое название - Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе.Последняя редакция – 2002г.

Основные разделы:

1. Работа с клиентом

2. Установление отношений с клиентами: ситуации, требующие дополнительной проверки/внимания

3. Обновление информации о клиентах

4. Действия при выявлении необычных или подозрительных обстоятельств

5. Мониторинг

6. Ответственность за контроль

7. Информирование руководства

8. Обучение и подготовка персонала, информирование

9. Хранение информации

10. Исключения и отклонения от правил

11. Организация противодействия отмыванию денег в банке.

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, чьи источники доходов или финансирования не вызывают сомнений в законности происхождения. Вместе с тем, Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

Наши рекомендации