Система контроля уровня и движения производственных запасов
Управление запасами- важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.
С точки зрения управления оборотными активами к производственным запасам относят не только сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, но также незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи.
Важным вопросом является необходимая величина страховых запасов, которые предприятие создает на случай непредвиденных сбоев с поставкой или возможных сезонных всплесков потребительского спроса. Очевидно, что страховые резервы ухудшают финансовые результаты производственной деятельности (за счет замораживания средств в запасах), но обеспечивают предприятию устойчивость и ликвидность.
Дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации, в некоторых случаях — необходимость срочно приобретать необходимое сырье и материалы по завышенным ценам. Следствием является недополучение предприятием возможной прибыли. Поскольку запасы — это ликвидные активы, их снижение ухудшает показатель текущей ликвидности.
Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налога на имущество, неполучению возможных доходов из-за замораживания финансовых ресурсов в запасах, потерям в результате физической порчи и моральному старению запасов.
Методы расчета цены
Основные методы ценообразования:
нормативный (себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам);
параметрический:
метод удельных показателей;
метод балльных оценок;
экономико-математические методы;
затратный метод (себестоимость определяется исходя из затрат предприятия);
агрегатный метод;
метод «воспринимаемой ценности товара»;
рыночные методы (метод определения цены на основе спроса);
метод экспертных оценок (используется для прогнозирования уровня цен);
тендерный метод;
балловый метод;
комбинированные методы.
Ценообразование на основе издержек соотносит цену продукта с издержками, сопряженными с его производством и распределением. Ценообразование на основе спроса соотносит цену продукта с интенсивностью общего спроса на него и признает разницу в интенсивности спроса между подгруппами покупателей. Ценообразование на основе конкуренции соотносит цену продукта с ценами, устанавливаемыми соперниками.
На основе выбранной методики предприятие приступает к расчету цены, которая в свою очередь учитывает психологическое восприятие покупателей, соответствие ценовому образу фирмы, учитывает реакцию конкурентов и другие факторы.
Планирование оптимальной цены продаж
Надежной основой для ценообразования служит себестоимость продукции. Себестоимость в зависимости от методов учета затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ или услуг может исчисляться на основе полных затрат на производство или только на основе переменных затрат. Поэтому и методы расчета оптимальной цены реализации могут быть различными.
Метод ценообразования на основе переменных затрат состоит в том, что рассчитывается процент наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используется две формулы
1) % наценки = [(Расчетная величина прибыли + Суммарные постоянные затраты + Коммерческие и общехозяйственные расходы): Суммарные переменные производственные затраты] х 100%
2) Цена на основе переменных затрат = переменные производственные расходы + % наценки х переменные производственные затраты на единицу продукции.
Метод валовой прибыли
% наценки = [(расчетная величина прибыли + коммерческие и общехозяйственные расходы): Суммарные производственные расходы] х100%
Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные расходы + (Суммарные производственные расходы х % наценки: 100)
Метод рентабельности наиболее простой и применяемый метод. Он основан на исчислении маржинального дохода и обеспечении превышения его над постоянными расходами.
Валовая прибыль на ед. продукции / Полная себестоимость продукции * 100% = Уровень рентабельности
Себестоимость продукции + Себестоимость продукции Х уровнеь рентабельности: 100% = Цена продаж
Краткосрочный нижний предел цены, когда цена продаж покрывает лишь переменные затраты, Эта цена обеспечивает предприятию нулевой маржинальный доход. Этот метод может использоваться только в системе Директ-Костинг. Такая цена служит исходным показателем для корректировки цен внутри года по месяцам, кварталам или более коротким отрезкам времени, а также по продукции, выпускаемой малыми партиями и в очень короткий отрезок времени, когда надо срочно установить цену продажи в таких ситуациях.
Цена должна быть ориентирована на рынок, согласована с маркетинговой стратегией предприятия, стоимостью продукции, пре6длагаемой потребителям. Цена должна учитывать цены конкурентов.
Прежде, чем устанавливать цену необходимо проанализировать связь между ценой и:
Спросом
Затратами