Особенности управленческого и финансового анализа

Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Цель управленческого анализа — это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов.

Управленческий анализ показывает: что мешает добиться эффективного размещения ценностей; нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; нет ли конфликта прав; существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность; существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические.

Цель финансового анализа:оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов, а также дать рекомендации по его улучшению.

Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли.

Задача внешнего финансового анализа определяется интересами пользователей, аналитическими материалами.

Субъектами финансового анализа является как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователейотносятся собственники средств производства, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация. Каждый пользователь изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так, например, менеджеры предприятия проводят финансовый анализ с целью оценки стратегических и тактических альтернатив развития предприятия и определения оптимального направления его деятельности. Собственники предприятия (его учредители, акционеры), а также потенциальные инвесторы проводят финансовый анализ с целью определения перспектив его развития и уровня ожидаемых дивидендов. Кредиторы, поставщики и покупатели проводят финансовый анализ с целью оценки уровня платежеспособности предприятия.

Ко второй группе пользователейотносятся аудиторские фирмы, консультационные фирмы, юристы и т.д., которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но по договору должны защищать интересы первой группы пользователей.

Внешний финансовый анализ осуществляется по данным бухгалтерской отчетности, которая регламентируется установленными стандартами и проводится по типовым методикам.

Внутренний финансовый анализ осуществляется не только по данным общедоступной информации о финансовой отчетности, но и по любым данным внутреннего характера.

Предметом финансового анализа является:

· абсолютные показатели прибыли, выручки, издержек;

· относительные показатели рентабельности;

· рыночная устойчивость, ликвидность, платежеспособность;

· эффективность использования собственного капитала;

· эффективность использования заемных средств;

· эффективность авансирования капитала.

При проведении финансового анализа используется такой инструментарий как сравнительный анализ, структурный анализ, коэффициентный анализ, а также методы факторного анализа.

Область сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
Пользователи информации Внутренние, сторонние, заинтересованные Руководители организации и её подразделений
Объекты анализа Организация как единое целое Организация как единое целое и её подразделения
Источники информации Формы бухгалтерской отчетности Комплекс экономической информации
Единицы измерения для расчета показателей Денежная форма Натуральная и денежная форма
Периодичность анализа В соответствии с датами составления отчетности (квартал, год) По мере необходимости и для внутренних регламентаций
Доступность результатов информации Доступна для всех Строго конфиденциальна (только для менеджеров организации)


Наши рекомендации