Особенности управленческого и финансового анализа
Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Цель управленческого анализа — это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов.
Управленческий анализ показывает: что мешает добиться эффективного размещения ценностей; нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; нет ли конфликта прав; существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность; существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.
Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические.
Цель финансового анализа:оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов, а также дать рекомендации по его улучшению.
Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.
Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли.
Задача внешнего финансового анализа определяется интересами пользователей, аналитическими материалами.
Субъектами финансового анализа является как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователейотносятся собственники средств производства, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация. Каждый пользователь изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так, например, менеджеры предприятия проводят финансовый анализ с целью оценки стратегических и тактических альтернатив развития предприятия и определения оптимального направления его деятельности. Собственники предприятия (его учредители, акционеры), а также потенциальные инвесторы проводят финансовый анализ с целью определения перспектив его развития и уровня ожидаемых дивидендов. Кредиторы, поставщики и покупатели проводят финансовый анализ с целью оценки уровня платежеспособности предприятия.
Ко второй группе пользователейотносятся аудиторские фирмы, консультационные фирмы, юристы и т.д., которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но по договору должны защищать интересы первой группы пользователей.
Внешний финансовый анализ осуществляется по данным бухгалтерской отчетности, которая регламентируется установленными стандартами и проводится по типовым методикам.
Внутренний финансовый анализ осуществляется не только по данным общедоступной информации о финансовой отчетности, но и по любым данным внутреннего характера.
Предметом финансового анализа является:
· абсолютные показатели прибыли, выручки, издержек;
· относительные показатели рентабельности;
· рыночная устойчивость, ликвидность, платежеспособность;
· эффективность использования собственного капитала;
· эффективность использования заемных средств;
· эффективность авансирования капитала.
При проведении финансового анализа используется такой инструментарий как сравнительный анализ, структурный анализ, коэффициентный анализ, а также методы факторного анализа.
Область сравнения | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
Пользователи информации | Внутренние, сторонние, заинтересованные | Руководители организации и её подразделений |
Объекты анализа | Организация как единое целое | Организация как единое целое и её подразделения |
Источники информации | Формы бухгалтерской отчетности | Комплекс экономической информации |
Единицы измерения для расчета показателей | Денежная форма | Натуральная и денежная форма |
Периодичность анализа | В соответствии с датами составления отчетности (квартал, год) | По мере необходимости и для внутренних регламентаций |
Доступность результатов информации | Доступна для всех | Строго конфиденциальна (только для менеджеров организации) |