Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц

Действие закона – это свойство НА, а также всей системы закон-ства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) гос-ных органов; 4) объединений. Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы явл.актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устан-ет, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Т.о., ее действие имеет как пространственный, так и временной хар-р. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим НА. Это происходит: 1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона; 2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона; 3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (НПА) после его опубликования. Прекращение действия НА связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой: 1) НА имеющим на то полномочия органом гос-ной власти; 2) по причине фактической замены НА другим актом, регулирующим ту же группу общ-ных отношений. Действие НА в пространстве реализуется на основании террит-ого и экстеррит-ого принципов: 1) террит-ный пр-п предполагает действие НПА в пределах гос-ных или админ-ных террит-ных границ функц-ния правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной тер-рии; 2) экстеррит-ный пр-п действия НА предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы тер-рии его юрисдикции. Действие НА по кругу лиц тесно связано с террит-ными пределами функц-ния актов. На основании общего правила НА должны распр-ться на всех лиц, которые находятся на тер-рии юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого Г, так и на лиц без гражданства, иностранцев). В некоторых случаях действие закон-ства может распр-ться и на ее граждан, находящихся за границей Г. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане РФ, при том, что представители иностранных гос-тв обладают правом дипломатического иммунитета (экстеррит-ости).

Правотоворчество в РФ.

Правотворчество (ПР) - это деят--сть прежде всего гос-ых органов по принятию, изменению и отмене юрид-их норм. Субъектами ПР выступают гос-ые органы, негос-ные структуры (местные органы, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР харак-ется: 1) представляет деят-сть активную, творческую, гос-ную. 2) основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в НА (договорах, правовых обычаях, юр. прецедентах). 3) важнейшее средство управления общ-вом. 4) качество НА, уровень и культура ПР - показатель цивилизованности и демократии общ-ва. Принципы: 1) научность (для принятия необходимо изучать социально-экон-кую, полит-кую и др. жизнь общества). 2) профессионализм (занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.) 3) законность (ПР осущ-ется в рамках Кон-ции). 4) демократизм (хар-ет степень участия граждан. 5) гласность (открытость, прозрачность). 6) оперативность (своевременное издание НА). Виды ПР в зависимости от субъектов: 1) непосредственное народа на референдумах; 2)гос-ых органов (Дума,правит-во); 3)отдельных должностных лиц (Президент, министр); 4)органов местного самоуправления; 5)локальное (на предприятиях); 6) общ-ных орг-ций(профсоюзы). В зависимости от значимости: 1) законотворчество (принятие законов высшими органами власти); 2) делегированное ПР (органами исполн-ной власти, осуществляемое по поручению парламента); 3) подзаконное ПР (структуры не относящиеся к высшим представительным органам президентом, правительством, министерствами и др.)

Система права в РФ.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой обще-ных отношений. В качестве структурных элементов системы права выступают: 1) правовые институты; 2) отдельные юрид-кие нормы; 3) отрасли права. Юрид-ая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общ-ных отношений. Правового рез-та можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой ин-т – это признак однородности сферы регулируемых ими общ-ных отношений. Например, ин-т основ статуса чел-ка и гр-на – в конституционном праве, в гражданском – институт собст-сти и наследия и т. д. В правовом ин-те объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юрид-ой силы, различные по тер-рии действия и по иным признакам. Сущ-ют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты. Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например ин-т наследования. Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например ин-ут избирательного права, в который включены нормы админ-ного и консти-ого права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых ин-тов, которые регулируют относительно самост-ую сферу сходных отношений, например имущ-ных, брачно-семейных и др. Отрасль права является крупным подразделением системы права. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, ин-тов и норм права. Система однородных ин-тов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не ин-том, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражд-ого права; муниципальное – подотраслью админ-ого. На тер-рии РФ действуют ФЗ, ФКЗ, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Гос-ной Думой в окончательной редакции. З-ы д.б.официально опубликованы в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей тер-рии страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими з-ми не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать з-ны по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федер-ому закон-тву. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые прин-ются по вопросам нормативного хар-ра и не должны противоречить Кон-ции и фед-ным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей тер-рии страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании фед-ных законов, указов Президента Прав-во РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере упр-ния экон-кими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Наши рекомендации