Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только "вперед": ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

9. Правоотношение: понятие, признаки, структура, виды.

Правоотношение - это урегулированное правом, общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемыми принудительной силой государства. Правоотношение возникает только при наличии трех предпосылок: нормы права, субъектов права, юридического факта.

Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

  • Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
  • Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
  • Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
  • Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Виды правоотношений:

- по отраслевому признаку правоотношения делятся: государственно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые и т.д.

В зависимости от оценки юридического факта с точки зрения его правомерности правоотношения подразделяются на:

1) регулятивные (возникшие на основе правомерного поведения, направленного на развитие общественных отношений).

2) охранительные (возникшие на основе неправомерного поведения, направленного на защиту восстановления нарушенных прав).

- по взаимодействию с государством правоотношения делятся:

1) Общие правоотношения, то есть которые возникают непосредственно из закона. Закон одновременно является и юридическим фактом.

2) Конкретные правоотношения, возникшие на основе юридических фактов

- по степени определенности субъектов правоотношения делятся:

1) Абсолютные. персонефецирована лишь одна из сторон носителей субъективного права (право собственности).

2) Относительные все стороны поименно персонефецированы (например, договор купли-продажи).

Структурными элементами, во-первых, являются субъекты, т.е. его участники. Во-вторых, у правоотношения есть содержание и, в-третьих, объект, на который оно направлено.

С позиций структурного строения правоотношения подразделяются на:

Правоотношения с простой структурой - характери­зуются тем, что состоят из одного права и одной обязан­ности.

Правоотношения со сложной структурой - состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

От правоотношений со сложной структурой следует отличать группу правоотношений (совокупность правоот­ношений, лишенная черт единого целого).

Рассматривая структуру правоотношения надо обратить внимание на такую составляющую как цель правоотношения, которая не является элементом структуры, но существенным образом взаимосвязана с ним. Граждане, организации, государственные органы словом, все те, кто является субъек­том правоотношений взаимодействуют друг с другом для удовлетворения собственных мате­риальных, духовных и иных потребностей, которые не противоречат нормам права. Цель правоотношения можно рассматривать как стремление к чему-либо — это то, ради чего оно возникает и осуществляется. От цели надо отличать мотив.

Наши рекомендации