Теории происх-я гос-ва

О причинах возникновения гос-ва говорится в различных теориях. Плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения гос-ти действительно влияли многие факторы: соц.-эк., военно-полит-е, природно-климат., нравственно-религи., исторические, экологические, психолог-е и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные истор.эпохи и, использовали разный объем накопленных челов-вом знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения гос-ва, ученые чаще всего брали известные им регионы Земли; в-четвёртых, на взгляды авторов сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Основные теории происх. гос-ва - теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая (маркс-я), психологическая и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения гос-венности.

Теологическая теория происх-я гос-ва получила распространение во времена средневековья (Фома Аквинский). По мнению представителей данной доктрины, гос-во - продукт божественной воли, в силу чего гос-я власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-эк-е и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание гос.власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения гос-ва можно отнести др.греч. философа Аристотеля, англ.мыслителя Р.Фильмера, рус. социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит к образованию гос-ва. Таким образом, гос-во - продукт разросшейся семьи.

Договорная теория происх. гос-ва получила распространение в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, гос-во возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Гос-во - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву. Изолированные же до происхождения гос-ва индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Так, гос-во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту прав и соб-ти, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происх. гос-венности они видели в военно-полит. факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и терр-ми нужен аппарат принуждения, которым и стало гос-во. Гос-во - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение подвластных является основой возникн-я эконом-го господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, гос-во - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происх. гос-ва получила широкое распространение во второй пол. XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином. По оценкам представителей данной доктрины, гос-во - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Гос-во - продукт соц. эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биолог-й.

Гос-во, будучи разновидностью биолог. организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди организмов выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн складываются конкретные гос-ва.

К предст-лям материалистической теории происхождения гос-ва обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возн-е гос-ти социально-эконом.причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления гос-венности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который и привел к возн-ю частной соб-ти, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной соб-ти выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к спец. категории управляющих. Для защиты своих эк-их интересов они создают новую полит. структуру - гос-во, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Т.о гос-во возникло в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

Среди представителей психологической теории происхождения гос-ва можно выделить Л.И. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление гос-ти с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происх-ия гос-ва заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть гос-ая. Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает гос-во.

Следовательно, гос-во необходимо как для удов-я потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа гос-ва - психологическая, коренящаяся в закономерностях

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происх-я гос-ва является нем. ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возн-я гос-ти с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Гос-во, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "агроменеджерской" цивилизации.

Действительно, процессы создания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-гос-в: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания и обеспеч-щих по ним судоходство, и т.п.

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление гос-венности.

Однако в рамках данной теории категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления гос-ва как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Представители этой доктрины недооценивают иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения гос-венности.

ФОРМА ГОС-ВА

Форма гос-ва - это организация гос-ой власти, выраженная в форме правления, форме гос-венного устройства и политического режима.

В форме гос-ва выражается его строение, на которое влияют как социально-эконом-ие факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы гос-ва являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма гос-венного устройства - отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными терр-ми единицами. По форме гос. устройства гос-ва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (гос-й) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос-ой власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов гос-венного властвования различают демократический и антидемокр-й режимы.

Таким образом, форма гос-ва - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Наши рекомендации