I. Задания для самостоятельной работы. 1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам
1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.
2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий).
3. Заполнение схемы:
4. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля):
1. В чем состоит суть формального (нормативного) и материального подходов к определению понятия преступления, какому из них отдается предпочтение в УК?
2. Какими признаками характеризуется преступление в его законодательном определении (ч. 1 ст. 14 УК)?
3. В чем заключаются суть и содержание общественной опасности преступного деяния?
4. Каково соотношение признаков общественной опасности и уголовной противоправности преступления?
5. В чем заключается значение правила о малозначительном деянии (ч. 2 ст. 14 УК)?
6. Какие критерии лежат в основе категоризации преступлений и имеет ли она юридическое значение?
7. Со ссылкой на конкретные составы преступлений докажите, что законодатель допускает составы без включаемых в них последствий.
8. Ввиду отсутствия какого признака (признаков) деяния невменяемых не могут быть признаны преступлением?
Формы контроля качества самостоятельной работы студентов:
1. Устный контроль (заслушивание на семинарском занятии ответов студентов на вопросы семинарского занятия и вопросы самоконтроля).
2. Проверка заполнения схемы.
3. Блиц-опрос на знание определения преступления
4. Письменный опрос по 3-му вопросу семинарского занятия.
II. План семинарского занятия
Продолжительность – 2 часа
1. Понятие и признаки преступления
2. Отличие преступлений от иных правонарушений
3. Категории преступлений и уголовно-правовое значение классификации преступлений.
.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Понятие преступления целесообразно рассмотреть в его историческом развитии. В частности, нужно отметить влияние социологической школы уголовного права в определении этого понятия (признак общественной опасности).
В числе признаков преступления принято различать признаки: материальный (общественная опасность), формальный (противоправность) и производные (виновность и наказуемость).
В структуре общественной опасности в свою очередь выделяют ее качественную (характер) и количественную (степень) характеристики. В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» разъясняется, что «характер общественной опасности преступления зависит от... объекта посягательства, формы вины и отнесения... категории преступления..., а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)».
Характеризуя противоправность, нужно учитывать ее многоаспектный характер. В узком смысле противоправность понимается как запрещение деяния уголовным законом (уголовная противоправность). В широком смысле — как запрещение деяния в рамках всей системы права. Лишены противоправности деяния, хотя формально и запрещенные УК, но прямо дозволенные или предписанные иными нормами права, например, нельзя квалифицировать как убийство действия военнослужащего-часового, причинившего смерть другому человеку при охране вверенного ему поста, при условии исполнения им всех требований Устава гарнизонной и караульной службы (даже если отсутствуют обстоятельства, исключающие преступность деяния, указанные в УК РФ).
Наказуемость нужно понимать не как неотвратимость наказания, а как возможность его применения (лицо может быть освобождено от наказания или даже вообще от ответственности).
Особое внимание нужно уделить ч. 2 ст. 14 УК, имеющей большое практическое значение. В частности, необходимо отметить, что отсутствие общественной опасности и «малозначительность» деяния, явления не совпадающие.
Преступление должно быть исследовано в системе с иными правонарушениями, выявлено общее и отличия. Требует ответа вопрос о том, может ли преступление быть одновременно гражданским, дисциплинарным и административным правонарушением. Необходимо ознакомиться и с судебной доктриной «уголовной сферы», развитой в практике Европейского суда по правам человека, юрисдикция которого признана Россией.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2006.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005.
4. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М., 1999.
5. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. / Под общей ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топоркина. М., 1999.
6. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов. / Отв. ред. профессор Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.
7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.
8. Бойко А.И. Римское и современное уголовное право. СПб., 2003.
9. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996.
10. Полный курс уголовного права России в таблицах и схемах. Учебное пособие. / Под ред. проф. В.П. Ревина. М., 1999.
Дополнительная литература
1. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967.
2. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.
3. Прохоров В.С. Преступление и ответственность. Л., 1984.
4. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования. М., 1987.
5. Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. // СЗ РФ. 1994. №5. Ст.403.
6. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
7. Криминология. М., 2004.
8. Криминология – ХХ век. СПб., 2000.