Понятие и признаки гос-ва. плюрализм в понимании гос-ва
В лит-ре существует множество дефиниций понятия "гос-во".
Аристотель писал, что гос-во – это «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан».
Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам гос-ва" (Н. Коркунов)
Л. Гумплович определяет гос-во как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка"
Гос-во как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой);
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий гос-ва такие его важнейшие хар-ки, как народ, власть и территорию. По большому счету они понимали под гос-вом соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
В принципе это верный подход. Но далеко не любое гос-во и не всегда в своей политике воплощает волю всего народа. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного гос-ва.
Классовость природы гос-ва шире всего трактуется в марксистско-ленинской науке.
Маркс, Энгельс: «Гос-во – это машина для подавления одного класса другим».
Ленин внёс изменения и сформулировал: «Гос-во – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».
Обе формулировки были широко распространены в науке и в офиц. пропаганде. Однако такое определение подходит только к гос-ам, где высокая классовая напряжённость, к тираническим гос-ам. Данные опр-я мешают увидеть в гос-ве ценные феномены цивилизации, культуры, соц. порядка.
Такой плюрализм мнений в понимании гос-ва обусловлен тем, что эти понятия формировались в различные периоды времени (от Аристотеля до Маркса). Кроме того, представителями разных стран (Германии, Франции, России), в которых имеются свои особ-ти становл-я гос-ти.
Вместе с тем нельзя игнорировать одни определения и полностью поддерживать другие. Необходим синтез понятий. Только в комплексе всех точек зрения, возможно понять сущность гос-ва, выявить его признаки и дать наиболее полное определение понятию «гос-во».
Термин «гос-во» употребляется в трёх значениях. Во-первых, гос-ом называют совокупность людей, проживающих на определённой территории и объединённых публичной политической властью.
Во-вторых, имеют ввиду организацию людей, осущ-их гос.власть, составляющих госаппарат.
В-третьих, гос-во рассматривают как совокупность полит-х, публично-властных отношений, повелений и подчинений.
Понятие гос-ва, которое подходит к современному обществу можно определить:
ГОС-ВО –это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю тер-ю страны и её население, располагает для этого спец. аппаратом управления, издаёт общеобязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Гос-во характеризуют следующие признаки:
1) Гос-во в пределах своих терр-х границ выступает в качестве единственного, официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого по признаку гражданства.
2) наличие публичной власти. Гос-во обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, т.к. публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и др. учреждения);
3) гос-во способно делать свои веления обязательными для всей страны. Никакие др. организации не могут давать предписаний для всех членов общества.
4) гос-во - сложный механизм управления обществом, предст. собой систему гос. органов и соответствующих материальных средств необходимых для выполнения его задач и функций.
5) монополия на легальное применение силы, физ.принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей - жизнь и свобода);
6) суверенитет:
1. верховенство на своей территории, т.е. нет власти выше гос-ой. Верховенство гос.власти означает:
а) ее безусловное распространение на население и все соц. структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной.
2) независимость в международных отношениях.
Гос-й суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность терр-ых границ и невмешательство во внутренние дела. Если иностранное гос-во нарушает границы или заставляет гос-во принять решение, не отвечающее нац-ым интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости гос-ва.
7) наличие гос-ых символов - герба, флага, гимна. Символы гос-ва призваны обозначать носителей гос-ой власти, принадлежность чего-либо к гос-ву. Гербы гос-ва помещают на зданиях, где расположены органы гос-ва, на пограничных столбах, на форменной одежде гос.служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей гос-ва и т.д.