Понятие и признаки гос-ва. Плюрализм в понимании и определении гос-ва.

Государство – особый тип организации общества, оно обладает рядом признаков.

Признаки: 1.наличие населения. Население – субстанция гос-ва, фактор, который обусловил возникновение гос-ва.в 8 веке до н.э. имел место резкий рост населения. Чем он обусловлен неизвестно. Есть предположения, что это: отсутствие болезней, изменение климата, расположение населения на комфортной территории. Увеличение плотности населения вызвало необходимость в организации более эффективного управления, чем до этого времени. Если в условиях небольшого общества достаточно было одного уровня управления (вождь, совет старейшин), то с увеличением населения появилась необходимость в центральном местном управлении. Различные миграционные процессы, изменения в экономике повлекли за собой стратификацию общества. Она усилила деление по гендерному критерию, по возрастному, по критерию рода занятий. Постепенно общество становится сложным. В любом общ-ве, которое стратифицировано появляются внутренние конфликты. Отсюда необходимость разрешения и недопущения конфликтов, необходимость в безопасности и стабильности. И население готово поступиться своими частными интересами, чтобы достичь общего блага. Силой, которая не допустит эти конфликты, становится власть, которая впоследствии перерастает во власть государственную. 2. Публичная власть.Это группа людей и материальных средств, которые осуществляют управление и издают общеобязательные веления. Изначально при родовом строе основой власти был авторитет (харизма). Однако постепенно с усложнением правления власть теряет личностные черты и обретает статус механизма, т е гос-во – это неперсонифицированная личность. Первый орган, который отделяется от общества и работает на проф основе – суд. Именно он выполняет главную функцию гос-ва- разрешение конфликтов. Выделение суда – решающий фактор на пути к гос-ву. Постепенно иной облик приобретает армия. Если в догосударственный период не существовало проф армии (все мужчины воевали),то в гос-ве основой армии становится найм (контракт), т е армия становится профессиональной. Также постепенно формировалась религиозная элита. В храмах обычно сосредотачивались большие материальные ресурсы. 3. Наличие территории.Территория становится связующим звеном вместо кровной связи. В ряде стран территория предопределяет принадлежность к гос-ву «право почвы». Территория гос-ва должна отвечать требованию: эту территорию должно признавать международное сообщество. 4. Наличие налогов и сборов.Появляются они с момента профессионализации: люди, занятые в управлении, получают жалование и их деятельность становится главным источником дохода. Устанавливается взимание налогов и сборов для содержания управленческого аппарата. 5. Суверенитет –верховная власть. Термин появился в конце 16 века и означал независимость гос власти (королевской), которая ответственна только перед Богом и независима от общества. В настоящее время выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний – монополия гос-ва на правотворчество, правоприменение и принуждение. В настоящее время широко распространен разделенный суверенитет – гос-во отдает часть своего сув-та международным организациям (н-р: ЕС).

Основные подходы к пониманию гос-ва (плюрализм):

Еще древнеримский философ Цицерон определял гос-во как общий правопорядок. Его последователи: основатель нормативистской теории права – Кельзен, русский философ – Струве.

Иной позиции придерживался правовед Коркунов. Он утверждал, что государство – общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам гос-ва. Многие рассматривали гос-во как организацию правопорядка, усматривали в нем суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение гос-ва как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. Государствовед Дюги выделял 4 элемента гос-ва: - совокупность человеческих индивидов; - определенную территорию; - суверенную власть; - правительство. Ссылаясь на данное определение одни авторы отождествляли гос-во со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков гос-ва называли его принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но гос-ва тут не было».

Сторонники психологической теории права утверждали: государство – не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, психическая связь между ними.

Энгельс: «гос-во есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим». Ленин: «гос-во есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Эти определения подходят к тираническим и диктаторским гос-ам.

Современное понимание (С.С. Алексеев): государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан,законность,правопорядок.

2. Правовые формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства –это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

· Правотворческая.Деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

· Правоприменительная. Деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

· Правоохранительная. Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

К организационным формам относятся: организационно-регламентирующая (текущая работа по обеспечению функционирования органов государства); организационно-хозяйственная (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой и т.д.); организационно-идеологическая (разъяснение вновь изданных актов, формирование общественного мнения).

Методы осуществления функций государства –это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов, прежде всего, выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждение –значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы. Государство должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждение– значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания.

Рекомендации –значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрение –значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

3. Виды норм права.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений (Матузов, Малько).

Правовая норма - это есть модель поведения, которая является разновидностью нормы социальной.

Классификация правовых норм позволяет 1) определить место нормы каждого вида в системе юридических норм; 2) лучше уяснить сущность и функции правовой нормы; 3) определить границы действия правовых норм.

1. По функциям в механизме правового регулирования нормы права делят на исходные нормы и нормы - правила поведения. Исходные нормы имеют общий характер, высокую ступень абстрагирования. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования. Посредством указанных норм определяются цели, задачи, принципы, направления правового регулирования. Исходные нормы получают логическую конкретизацию в нормах-правилах поведения. Исходные нормы подразделяются на нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции. Нормы-начала определяют цели, задачи отраслей права, предмет, форму, сферу правового регулирования. Например, указание на задачи Конституционного суда. Нормы - принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Например, принцип равенства перед законом и судом, принцип состязательности. Нормы-дефинициипредставляют собой различные правовые определения. Например, определение преступления, вида договора, стандарта и т.д. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс применения законодательства сделался бы невозможным. Нормы - правила поведения непосредственно регулируют поведение людей и общественные отношения. Нормы - правила поведения содержат указания на взаимные права и обязанности, условия реализации этих прав, вид и меру санкции. Они, в свою очередь подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные определяют субъективные права и юридические обязанности, условия их возникновения. Охранительные связаны с применением к субъектам мер государственного принуждения. Среди норм-правил поведения иногда выделяют общие и специальные нормы. Общие - это предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты той или иной отрасли права. Например, исковая давность, отсрочка исполнения наказания. Специальные нормы - это предписания, которые регулируют определенный вид общественных отношений. Например, нормы, регулирующие договор купли-продажи, дарения.

2. По методу правового регулирования нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы - это категоричные, строго обязательные правила поведения, не допускающие иной трактовки предписания или отступления. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом, предоставляют субъектам права регулировать отношения по своему усмотрению. Это обусловливается особенностью изложения. Например, если договором не предусмотрено иное; или ... если стороны не договорились об ином. Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующим государственным органам определенных мер поощрения за одобряемый государством вариант поведения. Например, нормативные предписания об орденах и медалях. Рекомендательные нормы устанавливают варианты, желательные, с точки зрения государства, поведения. Адресуются, главным образом, к государственным предприятиям и организациям.

3. По форме выражения предписания нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие предоставляют субъектам право на совершение каких- либо действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например, каждый вправе иметь частную собственность. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Содержат в своем текст слова «обязан», «должен». Запрещающие - запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты - это государственно-властные веления, целью которых является предотвращение возможности нежелательного поведения.

4. В зависимости от сферы правового регулирования нормы права делятся на гражданские, уголовные, административные, процессуальные и т.д.

5. По форме осуществления прав и обязанностей нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права. Однако устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Возникает необходимость существования особых правовых норм, которые по своему характеру отличаются от материальных правовых норм и называются процессуальными. Процессуальные нормы устанавливают порядок, процедуру реализации прав и обязанностей. Иногда выделяют такой вид норм как процедурные нормы.

6. В зависимости от времени действия:на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся в указе Президента о введении ЧП);

7. В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы: на абсолютно определенные, относительно-определенные и альтернативные.

8. В зависимости от сферы действия: на общефедеральные, региональные и локальные;

9. В зависимости от юридической силы: на правовые нормы законов и подзаконных актов;

10. В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих).

––––Лекция Сорокиной–––––

Правовые нормы делятся на разные виды и по разным критериям.

Делятся на:

1. Исходные нормы. Это номы принципы, где закрепляются главные идеи. И это нормы дефиниции - нормы определения

2. Нормы регуляторы. Это те, которые непосредственно формулируют модели поведения.

Правовые нормы так же делятся (условно, поскольку невозможно охранять, не регулируя и регулировать не охраняя):

1. Регулятивные. Как правило, регулируют правомерное поведения, это сфера не нарушения права (гражданские, управленческие нормы).

2. Охранительные. Действуют в сфере правонарушений (например, УК, КоАП).

3. Правовые нормы делятся на:

4. Диспозитивные. Дает возможность выбора, определяет вариативность поведения. Она мб как охранительной, так и регулятивной. Например, норма, где санкция от 3 до 5 лет.

5. Императивные. Содержат строгое предписание, без вариантов. Эти нормы по большей части свойственны административному праву.

НП делятся:

• Запрещающие. Могут либо прямо формулировать запрет, либо они формулируют тот тип поведения, который запрещен.

• Обязывающие. Предписывает тип поведения. Она же императивна.

• Управомочивающие. Она либо может прямо формулировать права и возможности, либо указывает пределы свободы и пределы возможностей, сам тип поведения не формулируется (ст. 10 ГК - пределы осуществления гражданских прав).

НП делятся:

• Материальные. Устанавливают права и обязанности.

• Процессуальные. Определяет порядок реализации прав и обязанностей.

!!! При ответе сказать про отличие процедурной и процессуальной нормы. Сама процессуального норма — это часть чего-то общего, законченного и целеполагающего процесса (часть АПК, ГПК), а процедурная норма оформляет небольшое действие, она самостоятельна и может содержаться в материальных отраслях права (НК, ТК).

Билет №28

Наши рекомендации