Власть, её структура выражения и социальные нормы при родовом строе
Благодаря успехам археологии и этнографии представления о ранних обществах значит. обогатились.
Более 1,5 млн. лет назад выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества.
Любое общество – это целостный соц. организм, который отличается той или иной степенью организованности общ-х отношений. Первобытное общество, как любое истор. явления не могло быть статичным и проходило различные этапы.
Длительное время наш предок занимался рыболовством, охотой, собиранием плодов (присваивал готовую продукцию). Индивид в то время не мог выжить без коллектива. Социальная организация наших предков хар-сь семейной общиной (малая локальная группа, которой руководили её члены, наиболее авторитетные, добытчики пищи, знатоки обрядов и обычаев). На ранних стадиях семья была полигамна. По мере социализации общества круг брачующихся сужался. Поскольку в основе первобытного общества лежали родственные отношения, то такую организацию называют родовой строй.
РОД- исторически сложившееся объединение людей связанными узами родства, а также общественная группа, ведающая совместным хоз-вом.
Для каждого общества характерны определенная система управления (власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении
Черты родового строя:
- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Поэтому не было излишков продуктов, не было частной соб-ти и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
-эконом. рав-во обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и м., и ж. - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деят-тью рода.
Власть, существовавшая в родовой период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
1) базировалась на семейных отнош-х. Каждый род выступал в качестве хоз-ой единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (племена, союзы племен). Соц. власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была общественной, строилась на функциях самоуправления Власть олицетворяла силу и волю рода. Носителем власти (властвующим субъектом был род). Власть была направлена на управление общими делами рода. Подвластными являлись все члены рода (объекты власти) (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеят-ти родового общества.
Структура власти в род. обществе:
1) Высшей властью являлось народное (родовое) собрание - все взрослые члены рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводителя и др.
2) Властными полномочиями наделялись советы старейшин, военачальники, жрецы. Решающее значение для избрания в лидеры имели личные качествам (физ. сила, организатор. способности, знание обрядов, авторитет). Но старейшины были наравне с сородичами.
Форма власти в первобытном обществе называлась потестарной.(лат.власть, мощь).
Социальные нормы, существовавшие в родовом строе:
1) регулировали несложные отношения между людьми.
2) реализовались гл. образом в виде обычаев (т.е.исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длит. времени).
3) громадное значение в этом отношении имели такие соц. нормы, как культовые ритуалы и обряды.
Соц. нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить.
Мононормы выступали и нормами организации соц. жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между м. и ж., взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой прием воздействия.
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.