Билет 2. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества

Общие условия возникновения государства.

Поляков.Государство представляет собой сложную и зрелую форму организации человеческого общества и играет ключевую роль в формировании цивилизации. Древнейшие человеческие общества государственностью не обладали. Но возникновение государства является закономерным этапом развития любого «исторического» народа. Объясняется это тем, что предпосылки для возникновения государства заключены в природе самого общества.

Любое общество в силу своей природы вынуждено решать задачу выявления, обеспечения и охраны общественно значимых потребностей. В исторически первоначальных, т.н. потестарных (догосударственных) обществах, упорядочение в этих целях общественных отношений происходило при помощи специфического механизма социального регулирования, важным звеном которого выступала общественная власть (верховная с монополией на принуждение).

При этом социально значимые образцы поведения постепенно закреплялись и превращались в обычаи, обязательные для исполнения всеми. Обычаи, определяя права и обязанности как публичной власти, так и самих членов общества, представляли собой примитивные нормы первобытного (догосударственного) права (но это еще не гос-во).

Возникновение государства: социально-экономические предпосылки.

1) Первобытное общество

· родовые отношения.

· власть главы была: 1) публичной; 2) имела сакральное (религиозное) обоснование и 3) предполагала возможность принуждения всех членов общества к соблюдению существующих обычных норм.

· присваивающая экономика (примитивные орудия хозяйствования)

2) переход от присваивающей - к производящей экономике.

· земледелие и скотоводство, возникли металлургия и металлообработка.

· большее значение приобретал труд отдельной семьи

· протокрестьянская община (основывалась не на кровном родстве, а на территориальной общности).

· Обменные отношения между общинами и отдельными производителями

· усиление социальных конфликтов, которые обусловлены возрастающими потребностями и ограниченными средствами для их реализации.

Специфика политогенеза на «Западе» и «Востоке». Необходимо иметь в виду, что описанный выше процесс политогенеза (возникновения государственности) типичен для «западной» цивилизации. Ее колыбелью была античная Греция. Для развития античной государственности характерен переход от общинной собственности к частной собственности на землю и орудия производства, включая рабов.

Иным путем формировалась государственность «восточной» цивилизации. Первые государства на территории Древнего Востока:

· сохранение земельной общины и слабое развитие индивидуальной собственности на землю.

· коллективная собственность

Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, например, в Древнем Египте, характерно появление государства при отсутствии частной собственности на землю и при отсутствии классов в понимании их как групп людей, различающихся по признаку наличия или отсутствия собственности на основные средства производства. Первые государства на Древнем Востоке в этом смысле были внеклассовыми. В юридической литературе они получили название восточных деспотий.

Необходимой предпосылкой для этого является господство государственной и общественной собственности и зависимое (в экономическом и духовном смысле) положение индивида.

Матузов.Основными причинами появления государства были следую­щие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением (развитие производства, появлением новых отрас­лей, разделением труда, изменением условий распределения об­щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук­рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп­ределенной территории и т.п).

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру­емых.

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен.

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.

Билет 2. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества.

Власть в первобытном обществе

Билет 2. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества - student2.ru

Роль старейшины. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейши­на - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не толь­ко выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный че­ловек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привиле­гий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Экономика

Экономика этого общества была основана на общественной соб­ственности. При этом неукоснительно реализовывались два прин­ципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределя­лось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой на­правлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные ору­дия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные раз­деления труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Структура

Основной единицей общест­ва была родовая община - объединение на основе родственных свя­зей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия.

Объединения родов образовы­вали племена. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать аг­рессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Социальные нормы

Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определен­ного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой по­рядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от да­леких предков, постепенно формируются в систему норм, регули­рующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе на­копленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обы­чаи, которые отражают интересы всех членов общества, переда­ются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нару­шения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запре­тов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, ус­танавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, ус­ложнение социальной жизни приводят к появлению и закрепле­нию новых обычаев, увеличению их числа.

РОДОВОЙ СТРОЙ

Большую часть своей сознательной истории человек жил вне государственно-организационного общества.

Самые ранние формы объединения были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Далее появились первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Устанавливается экзогамия (брачные отношения только между представителями разных родов, запрет на кровосмешение). Считается, что это является одним и важнейших достижений родового строя. Кровнородственный принцип объединения первобытных людей был единственно возможным. Род строился на основе матриархата – нет!

Экономика была присваивающая. Люди получали готовые продукт от дикой природы путем собирательства, охоты, рыбной ловли. Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины. Это действует только при условии, если все участвуют в добыче. Вождь организует добычу продукта и распределяет. Если добыча получена индивидуальными усилиями - часть отдается в общее, остальное присваивается себе. Все присваивать себе нельзя - АНАЛОГ НАЛОГА. Продуктами, кот. остались себе происходит свободный обмен. ( Четвернин) Общество относительно однородно, люди различаются лишь по возрасту полу, родовым и племенным принадлежностям.

РОД (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудие труда и продукты производства. Из этого проистекало равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.

В управлении участвовали все взрослые члены рода. Высшим органом власти было общее собрание. Для решения важных дел собирался совет старейшин- вождей. Их власть базировалась исключительно на авторитете, уважении членов рода, храбрости охотников. Вождь - лучший охотник. Он вождь, пока он лучший охотник (Четвернин)

Род защищал своих членов от внешних врагов. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления и принуждения. Это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную демократию. Она не знала ни имущественных, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную власть этнографы называют потестарной. В первобытном обществе есть проекция государства. Есть собственность, налоги на соб-ть, в примитивной форме. ( Четвернин)

Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обычаи. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, устоявшиеся религиозные процедуры и установления. В обычаях родового строя невозможно вычленить традиционные, нравственные, религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Обычаи носили слитный (синкретический) характер первоначальных императивов (повелений). Их часто называю «мононормами».

По Четвернину

Миф1.- что был матриархат. Ошибка Л. Моргана - американский ученый-антрополог «Древнее общество». Он неправильно перевел слово, которое определяет родственные связи. Энгельс осуществил пересказ данной концепции, но она была опровергнута антропологами еще при его жизни.

Миф 2 -что люди охотились « на шерстистых мамонтов и носорогов». Мифы середины 19 века, к науке не имеют никакого отношения.

Только там, где люди научились организовываться по потестарному типу - возникли цивилизации (Четвернин)

Наши рекомендации