Субъекты налоговых правоотношений
Далее рассмотрим участников налоговых правоотношений.
Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений: 1 налогоплательщики (плательщики сборов); 2 налоговые агенты; 3 сборщики налогов и сборов; 4 налоговые органы; 5 таможенные органы; 6 финансовые органы (Министерство Финансов РФ); 7 органы внутренних дел.
Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.
Налогоплательщики и плательщики сборов - юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).
Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет [13, с.570].
Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства (апатриды).
Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком [1, ст.11].
«Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывании. (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)».
Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ) [1, cт.11].
Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности. Например, малые предприятия имеют льготы по налогу на прибыль, НДС.
Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.
1) Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст.89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.
2)Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ [1, ст.89].
Сборщики налогов и сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых государством возложена обязанность по сбору налогов и (или) сборов.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. До 2003 года функции налоговых органов выполняло Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас функции налоговых органов выполняет Федеральная Налоговая Служба РФ. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации [15, с.146].
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами [1, ст.153].
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы внутренних дел включаются в проверку предприятия либо при поступлении запроса налогового органа, либо при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, то они обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
3 Налоговый контроль - особенности налоговых правоотношений
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляет Государственная налоговая служба Российской Федерации. Основной, регламентирующий правовой статус Госналогслужбы в данный момент, закон «О Государственной налоговой службе РСФСР» был принят 21.03.1991г. Государственные налоговые инспекции и их должностные лица осуществляют контроль в форме проверки документов и обследований любых помещений, связанных с получением доходов или содержанием иных объектов налогообложения, а также другими платежами в бюджет любых предприятий. Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которые можно разделить на четыре группы:
1).Полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право получать необходимые пояснения при проверках, право получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.;
2) Полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и
граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
3) Полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;4) Полномочия по применению мер ответственности за нарушение налоговогозаконодательства [6, с.179-183, 26, с.10-11].3.1.Функции налогов как особенность налоговых правоотношений Отношения, регулируемые НК РФ, относятся к финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.Основные функции:– конституционная;– координирующая;– фискальная;– стимулирующая;– контрольная;– межотраслевая;– правовая;– внешнеэкономическая.Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Итак, основные функции налогов следующие:фискальнаярегулирующаяконтролирующаяФискальная функция.Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах. После возникновения государства потребовались средства для выполнения им техили иных функций. Содержательная же функция – это необходимость обеспечениявозможности экономического существования государства. Таким образом, сутьфискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, вформировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществленияим своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий играждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферынематериального производства, не имеющей собственных источников доходов.Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного ицентрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшегоэкономического субъекта.Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То естьпроисходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересахреализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических,экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной исоциальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными срокамиокупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развитиясоциально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетныхсредств направляется на социальные нужды населения, полное или частичноеосвобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая функция.Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию нанациональную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государствомэкономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплексмероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику всоответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама системаналогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуютна общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, атакже социально-экономические процессы в обществе.Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженнойсистемы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ,выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживатьопределенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлятьразвитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать наэкономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособныйспрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Такпредоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельнымпредприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налогина сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегическиезадачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрениеновой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогамичасть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государствопривлекает предприятия к решению социальных проблем.Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленностьфункции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций.Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшенииналогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении отналогов.Налогами можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитиетех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки дляснижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий,проводить протекционистскую политику.Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения междудоходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенствамежду ними.Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так какони перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковойстепени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчениясоциального неравенства государственные органы предоставляют отдельнымгруппам населения налоговые льготы.Особое место занимает воспроизводственное назначение, котороенаправлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузкунесут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления напроизводство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.
Контролирующая функция. Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины – своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения. Финансовые органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.
Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения
самого общества [10, с.300].
Заключение
Таким образом, в данной работе подробно были рассмотрены участники налоговых правоотношений, специфика их деятельности в Российской Федерации. Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений: 1 Налогоплательщики (плательщики сборов); 2 Налоговые агенты; 3 Сборщики налогов и сборов; 4 Налоговые органы; 5 Таможенные органы; 6 Финансовые органы (Министерство Финансов РФ).
Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, реализации их как управленческой функции государства, высокой доле экономико-финансовых параметров, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве. Большинство исследователей, признающих налоговое право подотраслью финансового права, естественно, согласны с точкой зрения о том, что налоговое правоотношение представляет собой один из видов финансового правоотношения. Сторонники отраслевой самостоятельности налогового права (в том или ином виде), как правило, придерживаются других позиций. Но единого непротиворечивого определения исследуемого понятия финансово-правовой наукой так и не выработано.
Налоговые правоотношения можно определить как охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредствомправ и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. Также была приведена структура налогового правоотношения. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: 1 субъекты налоговых правоотношений; 2 объекты налоговых правоотношений; 3 содержание налоговых правоотношений; 4 предмет налоговых правоотношений.
В зависимости от функций, характера, субъектного состава, характера межбюджетных связей, содержания, цели существуют различные виды налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии соответствующего юридического факта. В налоговом праве можно выделять юридические факты двух видов. Необходимо прямое, ясное, исчерпывающее закрепление в налоговом законодательстве фактического состава условий, порождающих возникновение, изменение или прекращение тех или иных налоговых правоотношений.
Под содержанием налогового правоотношения понимаются взаимные права и обязанности субъектов конкретного правоотношения. Субъект налоговых правоотношений обладает налоговой правосубъектностью, т. е. лично участвует в налоговых правоотношениях, а также несет ответственность за нарушения налогового законодательства, имеет права и несет соответствующие обязанности. Эти права и обязанности часто нарушаются другой стороной налогового правоотношения.