Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

Деятельность налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия Министерства по налогам и сборам в составе 12 человек.

Налоговые органы в Республике Беларусь пред­ставляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является органом спе­циальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управ­ление в сфере налогообложения, а также координи­рующим деятельность в этой сфере других республи­канских органов государственного управления.

Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц подробным образом детализированы в Налоговом кодексе (статья 81, 82). В соответствии со статьей 81 налоговые органы и их должностные лица обладают следующими правами:

- получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

- вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

- заявлять ходатайства:

а) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

б) о даче лицензирующим органом лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений, а также об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

- в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления):

а) о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

б) о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

в) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);

г) об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица);

д) о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия;

е) другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;

- получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

- при проведении проверки проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество;

- производить личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.

Личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов или орудий, свидетельствующих о нарушении законодательства. До начала проведения личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств проверяющие обязаны предложить досматриваемому лицу добровольно предъявить имеющиеся у него при себе вещи (в том числе денежные средства), документы, ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

Личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола. Личный досмотр производится в отдельном помещении.

По результатам личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств составляется акт в соответствии с законодательством;

- взыскивать в установленном Налоговым кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

- приостанавливать в случаях, установленных Налоговым кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

- доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 Налогового кодекса и иными законодательными актами;

- назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

- в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

- вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;

- проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций.

Контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг - способ контроля, выраженный в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту;

- на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более двух суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков (иных обязанных лиц) для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

- изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными законодательными актами, оригиналы документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий;

- в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;

- осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса, а Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь - также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;

- изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры для направления на техническое освидетельствование.

- В случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, налоговый орган вправе определять в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Определенные в порядке, указанном в части первой настоящего пункта, суммы налогов, сборов (пошлин) пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.

- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с Налоговым кодексом и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.

- Налоговые органы имеют также и другие права, установленные законодательством.

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности.

Налоговые органы и их должностные лица обязаны (статья 82 Налогового кодекса):

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

- вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

- давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства;

- в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом;

- требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

- в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

- направлять (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении плательщика (иного обязанного лица) заказным письмом с уведомлением о вручении (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения решения или о дате его направления по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

- вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

- передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок, иные материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в органы уголовного преследования в соответствии с их компетенцией;

- отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.

- Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

- Не допускается привлекать налоговые органы для выполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами.

Наши рекомендации