Трудовые отношения, тесно связанные с трудовыми

1. Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве - данный вид правоотношений в зависимости от своей специфической дифференциации особенностей целевой направленности может относиться как к предшествующим трудовым правоотношениям (профессиональная подготовка лиц, ранее не имеющих профессий), так и к сопутствующим трудовым (профессиональная подготовка кадров на производстве). Существует точка зрения, что по отношению к «собственно трудовым» эти правоотношения могут также рассматриваться как их составная часть (элемент трудовых отношений, выполняющий вспомогательную роль).

Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве являются длящимися, вместе с тем могут иметь срочный характер в зависимости от своей разновидности.

В статье 4 прямо предусмотрено, что указанные отношения регулируются ТК. Регулированию данной группы отношений посвящен ряд статей ТК. Главным образом они сосредоточены в гл. 15 Кодекса. В частности, в ст. 205 предусматривается поощрение работников, совмещающих работу с обучением. При установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и др.), по профессии (должности) или при продвижении по работе учитываются успешное прохождение работником профессиональной подготовки, повышение квалификации, прохождение стажировки, переподготовки, общее среднее и профессионально-техническое образование, а также получение ими среднего специального, высшего образования, наличие ученой степени, звания.

Основания возникновения правоотношений базируется на договорном методе правового регулирования с учетом существующих особенностей, вязанных с составом участников, их правовым положением, объемом представляемых гарантий и иных критериев.

Выделяются три основных вида правоотношений по профессиональной подготовки работников на производстве:

а) ученические, направленные на получение новой специальности;

б) по повышении квалификации работников, переобучению или обучению смежным профессиям;

в) по руководству обучением на производстве.

Правоотношения по ученичеству возникают между нанимателем и учеником по поводу получения новой специальности. Основанием возникновения этого правоотношения является ученический договор, который заключается между данными субъектами. Как правило, заключение такого договора предшествует направлению на обучение, выданное центром занятости, с возможностью последующего трудоустройства гражданина. Ученический договор с лицом, ищущим работу, до определенного момента не предполагает наличия трудовых отношений с нанимателем. Если договор об обучении новой специальности заключается с работником организации (например, на основании дополнительно соглашения к трудовому договору), то на работника распространяются нормы трудового законодательства и, в частности, трудового договора, в том числе и на период обучения ученика.

Ученический договор может заключается с работником, намеченным у высвобождению из организации. В таком случае ученическое правоотношение возникает в качестве дополнения к трудовому (ввиду того, что о высвобождении работник предупреждается не менее чем за два месяца). Если учеба продолжается по истечении срока предупреждения, то правоотношения по ученичеству рассматриваются как самостоятельный вид. По общим правилам правоотношение прекращается с момента окончания учеником обучения, сдачи квалификационных экзаменов, т.е. учебно-трудовые отношения переходя в собственно трудовые.

Содержанием правоотношений по ученичеству являются взаимные обязанности нанимателя и ученика. Так, наниматель обязан: организовать обучение в определенной форме; оплатить обучение (в размерах, установленных договором); создать необходимые условия для обучения; соблюдать трудовое законодательство и по окончании обучения предоставить бывшему ученику работу по полученной специальности.

В свою очередь ученик обязан: овладеть специальностью в срок, установленный договором; подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка; добросовестно выполнять учебно-трудовую деятельность.

Правоотношения по повышению квалификации, переобучению. овладению смежными профессиями непосредственно на производстве возникают между работником и нанимателем состоящими в трудовых правоотношениях. Основанием возникновения являются соответствующий договор, предусматривающий определенны вид, форму и срок обучения.

Прекращаются эти правоотношения по окончании обучения работника. Повышение квалификации выгодно работнику и нанимателю. В частности, ст.205 ТК предусматривает поощрения работников, совмещающих работу с обучением. Повышении квалификации (разряда, класса, категории и т.п.) по профессии (должности) отражается не только на оплате труда работника, но и способствует его продвижению в различных сферах трудовой деятельности. Обязанности работника и нанимателя являются содержанием данных правоотношений.

Из сути ст. 220 ТК следует, что рассматриваемые правоотношения характеризуют разновидности непрерывного профессионального обучения, организуемого нанимателем. Работник имеет право на профессиональную подготовку, наниматель обязан проводить повышение квалификации работников, создавать необходимые для этого условия, предоставлять установленные гарантии. Невыполнение данных обязанностей может повлечь определенных обстоятельствах может организовать переобучение работника за счет средств той организации, с которой он высвобожден.

Соответствующие обучение осуществляется в целях обеспечения высокого уровня квалификации и профессионального совершенствования работников.

Необходимость профессиональной подготовки и переобучения кадров для нужд организации определяется нанимателем, в связи с чем устанавливается форма профессиональной подготовки, перечень необходимых специальностей и профессий.

Правоотношения по руководству обучением на производстве возникают на основе договора между лицом, осуществляющим обучение (как правило, к ним относятся высококвалифицированные работники-специалисты) и нанимателем. Обучающее лицо принимает на себя дополнительные обязанности, в соответствии с которыми проводит обучение лиц, прикрепленных к нему для профессиональной подготовки. В свою очередь наниматель обязуется организовать обучение (в индивидуальной или коллективной форме), обеспечить необходимые для этого условия, произвести оплату за дополнительные услуги ит.п.

Договор между обучающим лицом и нанимателем заключается в дополнение к уже существующему трудовому договору. Таким образом, правоотношение по руководству обучением также является дополнительным по отношению к трудовому. Оно возникает с момента прикрепления ученика к обучающему лицу, продолжается до окончания учебы и, как следствие, прекращается с завершением обучения (сдачей соответствующего квалифицированного экзамена).

2. Правоотношения связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей - правоотношения с профессиональным союзом возникают с момента наделения профсоюзного органа юридическими полномочиями, позволяющими ему осуществлять свою деятельность в рамках, установленных законодательство. Потеря полномочий означает прекращение правоотношений.

При осуществлении профсоюзами организационно-правовых мероприятий возникают общественные отношения между:

организацией и работником;

государственными органами и профсоюзными организациями;

хозяйственными органами и специальными государственными органами управления, а также профсоюзными организациями.

Профсоюзы участвуют в установлении труда рабочих и служащих, осуществляют регулирования отношений на двух основных уровнях: централизованном (посредством высших органов - Федерации профсоюзов Беларуси) и бокальном (на основе деятельности профсоюзных организаций, осуществляемой в масштабе актуальных отраслей экономики и конкретных предприятий, учреждений, организаций).

3. Правоотношения связанные с ведением коллективных переговоров - преследуют цель разрешения противоречий и разногласий, возникающих при заключении, изменении (дополнении) или прекращении коллективных договоров и соглашений. Коллективные договоры и соглашения основываются на принципах: социального партнерства, правового равенства сторон, обязательности ведения коллективных переговоров с учетом реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения возникающих обязательств.

Правоотношения по ведению коллективных переговоров могут возникать на самом высоком уровне при заключении Генерального соглашения, являющегося основой для заключения тарифных и местных соглашений и, как следствие, коллективных договоров, в которых могут содержаться более конкретизированные трудовые и социально-экономические условия для работников. После подписания и соответствующей регистрации коллективный договор (соглашение) становиться обязательным к исполнению нормативным правовым актом.

Эти правоотношения возникают с момента письменного уведомления заинтересованной стороны другого участника данных отношений по поводу возникших разногласий и как следствие - в начале ведения переговоров. Прекращаются правоотношения по достижении соответствующей правовой цели (например, по завершении переговоров), равно как момента окончания срока действия коллективного договора (соглашения).

4. Правоотношения по взаимоотношения между работниками - взаимоотношения между работниками (их представителями) и нанимателями относятся к общественно-трудовым отношениям, субъектами которых являются наниматель, работник и согласно норме п.4 ст.4 ТК представитель работника (чаще всего профсоюзный орган). Между ними складываются правоотношения в социально-трудовой сфере. У нанимателя и работника они возникают с момента образования производства и заключения трудового договора, прекращаются в вязи с ликвидацией субъекта хозяйствования и (или) расторжением соответствующего договора.

5. Правоотношения по обеспечению занятости - в современных условиях социально-экономического развития государства этот вид правоотношений приобретает особую значимость. С развитием рыночной экономики возникают сложности в формировании нового рынка труда, вследствие чего появляется негативное явление, именуемое безработицей. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает необходимые условия для полной занятости населения.

Правовое регулирование отношений в области занятости осуществляется на основании закона Республики Беларусь от 15 июня 2006г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» с изм. и доп. Данным нормативными правовыми актом определяется правовая сущности занятости, порядок и условия регистрации граждан в качестве безработных, права и обязанности субъектов отношений и т.п.

Правоотношения по обеспечению занятости возникают при обращении гражданина в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве на работу, а в отдельных случаях при необходимости получения новой специальности или повышения квалификации. Таким образом, эти правоотношения могут относиться и к предшествующим, и к вытекающим из трудовых (например, при высвобождении работника за прежними трудовыми отношениями следуют вытекающие ориентированные на получение новой специальности).

Правоотношения по обеспечению занятости дифференцируются на следующие основные виды:

1) между гражданином, нуждающимся в помощи по трудоустройству, и органом службы занятости;

2) между органом службы занятости и нанимателем;

3) между гражданином (безработным) и нанимателем (готовым принять его на работу на основании направления, выданного органом службы занятости);

4) между частным агентом по трудоустройству, гражданином, нуждающимся в работе, и соответствующим нанимателем.

Перечисленные правоотношения ориентированы на достижения определенной цели: с одной стороны - оказать помощь гражданину, нуждающемуся в трудоустройстве, с другой - обеспечить нанимателя необходимыми кадрами.

Основанием возникновения правоотношений между гражданином и государственным органом службы занятости является заявление гражданина об оказании ему помощи по трудоустройству. Гражданином приобретает статус безработного с момента регистрации заявления. Между ним и службой занятости устанавливается правовая связь, которая прекращается в случае трудоустройства или отказ гражданина от соответствующих услуг по трудоустройству.

Содержание данного правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей субъектов. В частности, гражданин (безработный) имеет право:

- обращаться в службу занятости, получать бесплатную информацию и консультацию по вопросам трудоустройства;

- получать пособие по безработице, стипендию при обучении, иную материальную помощь;

- требовать предоставления работы согласно выданному направлению;

- обжаловать действия органов службы занятости, нарушающие права безработного, и т.д.

Обязанности гражданина (безработного) заключаются в следующем:

- самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом службу занятости;

- являться по вызову в государственную службу занятости, а при отсутствии вызова - один раз в месяцы в установленный срок;

- в определенное законодательном время обратиться в соответствии с направлением к нанимателю для трудоустройства;

- предварительно информировать службу занятости о месте своего нахождения в случае выезда в иной населенный пункт и т.п.

Органы службы занятости обязаны:

- информировать граждан о появившихся вакансиях; обеспечить регистрацию безработного;

- выдавать предусмотренные пособия по безработице, надбавки к ним, стипендии в период обучения;

- оказывать бесплатные услуги в профориентации и трудоустройстве, а также в подборе необходимой работы;

- предоставлять соответствующим категориям граждан, установленные дополнительные гарантии и компенсации и др.

Правоотношения между органом службы занятости населения и нанимателем возникают с момента регистрации организации, т.е. с появлением у работодателя правоспособности, завершаются соответствующие правоотношения с прекращением его деятельности.

Наниматель, взаимодействуя с органом службы занятости, обязан: информировать ее о наличии вакантных мест, потребности в кадрах, предстоящих высвобождениях работников, перечислять взносы в фонд занятости и т.п.

К основным обязанностям службы занятости в правоотношениях с нанимателем относятся:

- разработка программ занятости населения;

- внесение предложений по совершенствованию отношений;

- выделение соответствующих квот нанимателю для приема граждан, нуждающихся в социальной защите;

- анализ спроса и предложения рынка труда;

- информирование нанимателя о состоянии рынка труда и имеющихся кадрах.

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и нанимателем возникает с момента обращения гражданина к нанимателю с направлением на работу, выданным органом службы занятости. Содержание данной правовой связи зависит от вида представленного направления.

Если направление выдано в счет установленной брони, то на гражданина распространяется право требования заключения с ним трудового договора. Но вместе с тем на него возлагается и обязанности соблюдения соответствующей процедуры оформления трудовых отношений. Наниматель в свою очередь обязан принять гражданина на работу.

Если направление выдано не в счет брони, то оно имеет не обязательный, а рекомендательный характер для нанимателя, который вправе выбрать работника из числа всех обратившихся к нем по поводу приема на данную работу, направления органа службы занятости не может огранить это право.

Рекомендательный характер направления позволяет также работнику по своей инициативе отказаться от заключения трудового договора с тем нанимателем, к которому он направлен. Однако следует отметить, что отказ безработного от двух предложений подходящей работы или двух предложений прохождения профессиональной подготовки. переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите может служить основанием для снятия его с соответствующего учета (ст. 25 Закона «О занятости населения Республики Беларусь).

Правоотношения между частным агентством по трудоустройству, с гражданином, нуждающимся в трудоустройстве, и нанимателем возникают на основании обращения гражданина в это агентство и соответственно между частным агентством и нанимателем, правовая связь возникает с момента заключения договора по подбору кадров. Важно отметь, что данная правовая связь в отличие от иных видов правоотношений носит возмездный характер. Прекращаются данные правоотношения с заключением трудового договора между гражданином и нанимателем или в случае отказа от услуг частного агентства по трудоустройству.

6. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства - рассматриваемые отношения являются сопутствующими по отношению к трудовым. Существую наряду с трудовыми, отношения по надзору и контролю обеспечивают их развитие защиту посредством укрепления законности и правильного применения трудового законодательства. Данные правоотношения носят охранительный характер, так как выполнят защитную функцию, направленную на обеспечение использования работниками своих субъективных трудовых прав, а также выявления нарушений законодательства о труде и их устранения.

Содержанием правоотношений является совокупность прав и обязанностей субъектов, к которым, с одной стороны, относятся государственные и общественные органы, осуществляющие в силу своей компетенции надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, с другой стороны - наниматель и должностные лица, обязанные обеспечить исполнение соответствующих норм. Трудовая правосубъектность организаций, а также органов надзора и контроля возникает с момента их образования. Правоотношения носят длящийся характер и прекращаются с ликвидацией.

Субъектный состав органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют:

1) специальные государственные органы;

2) профсоюзные органы, осуществляющие общественный контроль.

К специальным государственным органам относятся:

- Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент государственной инспекции труда);

- органы прокуратуры;

- органы государственного санитарного надзора;

- органы государственного энергетического надзора;

- органы государственного пожарного надзора;

- органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) и др.

Профсоюзы органы реализуют свою деятельность посредством правовых, технических и общественных инспекций.

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специальные государственные органы взаимодействуют между собой, координируют деятельность с государственными организациями (по отраслевому признаку), подчиненными Правительству, с местными исполнительно-распорядительными органами, с органами прокуратуры и общественными организациями, важнейшим представителем которых являются профсоюз.

На современном этапе большая часть полномочий по реализации контрольно-надзорной функции остается в компетенции специальных государственных органов, в частности Департамента государственной инспекции труда, который в своей деятельности руководствуется соответствующими нормативными правовыми актами.

Контроль и надзор - понятия взаимодополняющие и на первый взгляд практически не разделимы, вместе с тем различи между ними все-таки имеют место. Они проявляются м методах выявления нарушений и способах реагирования на них.

Изучая правовые нормы, регулирующие функции общественного контроля профсоюзов, важно обратить внимание на Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. №1605-х॥ «О профсоюзах» с изменениями и доп.

У профсоюзов есть определенные способы воздействия на недобросовестного нанимателя. Например, они могут потребовать от него немедленного устранения нарушений в области охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы из жизни и здоровью - приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления. Названные права профсоюзов можно считать инструментом воздействия на нарушителя законодательства о труде. При проведении совместных с государственными органами проверок профсоюзы согласно законодательству вправе отражать свое мнение в составляемых при этом документах. Мнение профсоюзов может и не совпадать с официальным, в таком случае существуют механизмы согласования, а при необходимости - обжалования спорных правовых моментов. Именно в координации деятельности профсоюзов и специальных государственных органов возможно дальнейшее совершенствование и развитие отношений в сфере контрольно-надзорной функции за соблюдением законодательства о труде (ст. 465 ТК).

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства является обязанностью государственных органа. При этом с развитием данных отношений появилась необходимость разделения этих понятий. В отличие от контроля надзор могут осуществлять только государственные органы в лице Департамента государственной инспекции труда, органов прокуратуры, а так же соответствующих органов министерств и ведомств. Профсоюзы выполняют только общественный контроль, но законодатель не предоставляет им права для самостоятельного принятия некоторых существенных способов воздействия (например, применения санкций) без участия специальных государственных органов. Профсоюзные органы могут направить представление нанимателю с указанием выявленных нарушений, обязательных для устранения, равно как приостановить администрацию организации) привлечение к ответственности нанимателя за невыполнение предписания) является прерогативой государственных органов надзора и контроля.

7. Правоотношения, связанные с государственным социальным страхованием - данный вид правоотношений по общим правилам относится к предмету трудового права. Сложившийся подход является традиционным для науки трудового права, однако базируется он на теоретических взглядах, сформировавшихся на основе ранее существовавшего законодательства.

Правоотношения в сфере государственного социально страхования рассматриваются не только в контексте предмета трудового права, но и предмета права социального обеспечения, а также посредством комплексного подхода межотраслевой направленности. Аргументируя свою позицию, сторонники включения данных отношений в предмет трудового права отмечают, что работник является одной из сторон правоотношений, возникающих по социальному страхованию, что касается предмета социального обеспечения, то соответствующая связь иметь место только между органами, осуществляющими обязательное социальное страхование, и выбывшим работником.

К основным принципам государственного социального страхования следует отнести:

- обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

- распределения средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

- гарантированности песий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

- равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий места жительства в праве на государственно социальное страхование;

- дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному общесоциальному страхованию и их размеров;

- участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование в управлении государственным социальным страхованием.

Выплаты по государственному социальному страхованию находятся в прямой зависимости от уплаты страховых взносов. Отношения по обязательному государственного социальному страхованию возникают:

- у работодателя - по всем видам обязательного социально страхования с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей с момента их регистрации страховщиком;

- у органов социального страхования - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов. [9 с.142.]

8. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров - данные правоотношения подразделяются на две групп: отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. В зависимости от указанных видов во внимание принимаются различные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, определяется субъективный состав и содержание.

По своему характеру правоотношения являются охранительными, так как защита соответствующих субъективных трудовых прав осуществляется посредством принудительной реализации юридических обязанностей.

По общему правилу рассматриваемые правоотношения являются процессуальными.

В субъектный состав отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров входят: работник (право которого нарушено либо требующий разрешения спора), наниматель, профсоюзные органы, представляющие интересы работника, и юрисдикционные органы, разрешающие спор по существу (КТС, суд).

Основанием возникновения данных правоотношений является инициированное обращение заинтересованных субъектов в соответствующие органы с целью защиты нарушенного либо оспариваемого права.

Прекращаются правоотношения по разрешению индивидуальных трудовых споров при возникновении следующих фактических обстоятельствах: с принятием решения юрисдикционным органом о восстановлении нарушенного прав (реального исполнения этого решения); в случаях отказа работника от предъявляемого требования или заключении мирового соглашения.

Субъектами отношений по разрешению коллективных трудовых споров являются: коллектив работников (участвующие в правоотношении посредством своих представительных органов); наниматель (объединение нанимателей); специальные органы по разрешению соответствующих споров в лице примирительной комиссии, службы посредничества, трудового арбитража и Республиканского трудового арбитража.

Основанием возникновения данных правоотношения является официальных отказ нанимателя исполнить требования работников либо непредставление коллективу в установленный законодательством срок аргументированного письменного ответа на заявленные требования.

Прекращаются правоотношения по разрешению коллективных трудовых споров по следующим основаниям: урегулирование разногласий; отказ работников от заявленных требований; с принятием решения соответствующими органами, обязательного для исполнения всеми сторонами спора.

По общим правилам правоотношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров прекращаются по заявленным основаниям, если они не обжалованы и не требуют принудительного исполнения.

Содержанием рассматриваемых правоотношений являются, с одной стороны, правомочия субъектов, участвующих в рассмотрении спора (представлять и требовать документы по обеспечению доказательственной базы, заявлять ходатайства, предъявлять установленные законодательством требования, обжаловать выносимые юрисдикционным органом решения и т.п.) С другой стороны - это совокупность процессуальных прав и обязанностей, соответствующих юрисдикционных органов, направленных на разрешение трудовых споров (с последующим вынесением решения по существу спора). Содержание исследуемые правоотношений определяется, прежде всего, трудовым законодательством. В судебном порядки, данные споры разрешаются по нормам гражданского процессуального законодательства. [10 с.86]

ГЛАВА 3

Наши рекомендации