Принципы наследственного права

Под принципами наследственного права как одной из относительно самостоятельных подотраслей гражданского права понимаются основополагающие начала, на которых базируются все нормы, регулирующие отношения по поводу наследования. К этим принципам могут быть отнесены следующие.

1. Принцип универсальности наследственного правопреемства.

Это наиболее важный принцип наследственного права; он означает, что между волей наследодателя направленной на то, чтобы наследство перешло именно к тем, к кому оно перейдет, и волей наследника, который принимает наследство, не должно быть никаких посредствующих звеньев, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (например, если наследник недееспособен, то наследство принимает за него его законный представитель).

Универсальность наследственного правопреемства означает, что акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы таковое ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследство нельзя принять частично, под условием или с оговорками. Другими словами, наследник принимает все имущество и все права и обязанности без какого-либо исключения, не зная, что входит в наследство, – банковские вклады наследодателя, принадлежавшие ему акции или его долговые обязательства.

2. Принцип свободы завещания.

Он является конкретным выражением таких присущих гражданскому праву принципов, как принцип дозволительной направленности и принцип диспозитивности гражданско-правового регулирования. Данный принцип означает, что наследодатель может распорядиться на случай смерти своим наследством по своему усмотрению, а может и вовсе не распорядиться им; может оставить наследство любому субъекту гражданского права; по своему усмотрению распределить наследство между наследниками; лишить наследства всех или часть наследников; оформить особые завещательные распоряжения.

В соответствии с указанным принципом воля наследодателя при составлении завещания, его последующей отмене или изменении должна формироваться совершенно свободно,никто не должен ни прямо, ни косвенно оказывать на него давление, пользуясь беспомощным состоянием наследодателя, шантажируя его, угрожая причинением вреда ему самому или его близким и т. д.

Принцип свободы завещания может быть ограничен лишь в одном случае, прямо предусмотренном законом: наследодатель не может ни прямо, ни косвенно, лишить в завещании необходимых наследников, круг которых предусмотрен ГК, причитающейся им обязательной доли, которая за ними бронируется. В то же время в законе иногда определяется круг лиц, которым то или иное наследственное имущество не может быть завещано. Так, получателями постоянной ренты могут быть только граждане, а также некоммерческие организации, а вот к коммерческой организации права получателя постоянной ренты перейти не могут, в том числе и в порядке наследования.

3. Принцип учета не только действительной, но и предполагаемой воли наследодателя.

Действие этого принципа выражается прежде всего в том, как определен круг наследников по закону, которые призываются к наследованию в том случае, если наследодатель не оставил завещания, или оно признано недействительным, или часть имущества не завещана.

В наследственном праве круг наследников по закону определен исходя из предположения, что если бы наследодатель сам распорядился своим наследством, то он оставил бы его кому-то из тех, кто отнесен к наследникам по закону. Этим во многом объясняется и установление очередности призвания наследников по закону к наследованию. Вначале призываются наиболее близкие наследодателю наследники – переживший супруг, дети, родители, и лишь при их отсутствии, в том числе и потому, что они отказались от наследства, призываются наследники более отдаленной степени родства по прямой или боковой линии. Тот же критерий выдерживается в случаях призвания к наследованию по закону наследников последующих очередей. Конечно, при таком подходе может случиться, что к наследованию будет призван наследник, с которым наследодатель не общался в силу какой-то личной неприязни, но законодатель ориентируется не на исключения из общего правила, а на типические ситуации, хотя при этом и возможны издержки. К тому же наследодатель может обезопаситься от призвания к наследованию нежелательных для него наследников, составив завещание.

Учет предполагаемой воли наследодателя имеет место и в случаях применения правил оприращении наследственных долей. Наследодатель может указать в завещании другого наследника на тот случай, если назначенный им наследник умрет до открытия наследства или откажется от него. Но если наследодатель этого не сделал, доля отпавшего наследника перейдет к другим наследникам, которые призываются к наследованию по закону или по завещанию. Это правило опять-таки установлено исходя из предположения, что именно так долей отпавшего наследника распорядился бы сам наследодатель.

4. Принципы дозволительной направленности и диспозитивности.

Эти принципы действуют в наследственном праве не только по отношению к наследодателю, но и к наследникам, которым в случае призвания их к наследованию предоставляется свобода выбора: они могут принять наследство, но могут и отказаться от него, причем если наследники ни прямо, ни косвенно не выразят желания принять наследство, то считается, что они от него отказались. Волеизъявление наследника не должно зависеть от какого-либо влияния других лиц, безотносительно от того, направлено ли это влияние на принятие или на отказ от принятия наследства. В случае давления волеизъявление наследника может быть признано недействительным по основаниям признания сделок недействительными.

5. Принцип охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наследников, иных физических и юридических лиц в отношениях по наследованию.

Этот принцип в отношениях по наследованию находит свое отражение в большом пласте норм наследственного права, являясь как бы канвой отрасли. Например, достаточно напомнить в связи с этим об отстранении от наследования недостойных наследников, которое производится прежде всего в целях охраны основ правопорядка и нравственности.

Охрана интересов наследодателя обеспечивается соблюдением тайны завещания (ст. 1123 ГК), истолкованием содержания завещания именно так, как предполагал наследодатель во время составления завещания, выполнением всех юридически обязательных распоряжений наследодателя по поводу наследства. Не менее важное значение придается и охране интересов наследника, в том числе в отношениях, где наследники в соответствии с универсальностью наследственного преемства выступают в качестве обязанных лиц.

В числе других физических и юридических лиц, интересы которых подлежат охране, следует назвать кредиторов наследодателя, а также отказополучателей, доверительных управляющих и др.

6. Принцип охраны самого наследства от чьих бы то ни было противоправных посягательств.

В наследственном праве данный принцип закреплен в ст. 1171 ГК, он также воплощается в системе норм, обеспечивающих охрану наследства и управление им, возмещение связанных с этим расходов, раздел имущества между наследниками и т. д.

Мерам по охране наследства являются: 1) опись наследственного имущества; 2) оценка наследственного имущества; 3) внесение на депозит нотариуса наличных денег, входящих в состав наследства; 4) передача банку по договору хранения валютных ценностей, драгоценных металлов, камней и изделий из них; 5) доверительное управление имуществом.

Наличие всех перечисленных принципов, характерных только для данного раздела гражданского права, дает достаточные основания полагать, что налицо относительно самостоятельное подразделение отрасли права – подотрасль, которая в дальнейшем может перерасти в самостоятельную отрасль.

Понятие наследования. Содержание наследственных правоотношений

Статья 1110 ГК, которая называется «Наследование», тем не менее определения наследования не дает. Согласно п. 1 данной статьи при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Таким образом, данный пункт указанной статьи опирается на положение конституционного права.

Рассматривая этот факт, А. А. Рубанов справедливо отмечает, что хотя эта часть статьи грамматически и состоит из одного предложения, с юридической точки зрения в ней содержатся три правовые нормы. Первая устанавливает, что имущество умерших переходит к другим лицам, а также квалифицирует этот переход как наследование. Вторая решает три вопроса: прежде всего она определяет, что переход имущества, упомянутый в предыдущем правиле, происходит в порядке правопреемства; затем она квалифицирует это правопреемство как универсальное; наконец, она указывает признаки универсального правопреемства. Третья норма предусматривает, что ГК может содержать правила, согласно которым следуют изъятия из положений, содержащихся в п. 1 ст. 1100 ГК. Все три правовые нормы служат гражданско-правовой формой реализации положений российского конституционного права. Таким образом, можно определить наследование следующим образом: это гражданско-правовое отношение, которое возникает в связи со смертью гражданина и своим содержанием имеет процедуру перехода прав на имущество умершего к его наследникам по соответствующему основанию в установленном законом порядке.

Итак, имущество гражданина становится имуществом умершего только в результате его смерти, т. е. вследствие того же самого юридического факта, с которым ГК связывает прекращение гражданской правоспособности этого физического лица (согласно норме п. 2 ст. 17 ГК правоспособность гражданина прекращается смертью). Поскольку юридический факт, прекращающий правоспособность, является вместе с тем и юридическим фактом, кладущим начало наследованию, правоспособность гражданина обладает особым свойством – прекращаться с последующим наступлением наследования. Соответственно внутреннее свойство наследования состоит в том, чтобы начаться вслед за прекращением правоспособности физического лица. Оба отмеченных правила ГК имеют императивный характер: смерть в силу закона обязательно прекращает правоспособность, а имущество умершего в силу закона столь же обязательно переходит к другим лицам.

Содержание наследственных правоотношений.

Состав наследственного правоотношения образуют те элементы, из которых это отношение складывается: субъекты, объект и содержание. Под содержанием наследственного правоотношения понимается совокупность прав и обязанностей его участников. В этой связи наследственное правоотношение, по мнению значительного числа теоретиков этой области права, проходит два этапа. Первый этап начинается с момента открытия наследства, когда наследник призывается к наследованию. В данном случае перед правом наследника принять или не принять наследство стоит обязанность других лиц не препятствовать этому праву, а также обязанность соответствующих лиц всячески содействовать в осуществлении этого права. Если наследник принимает право на принятие наследства, то для него наступает второй период – право на наследство, и в данном случае к наследнику переходят не только права, но и обязанности. Начиная с этого момента, наследник будет вступать в различного рода отношения, которые неразрывно связаны с его правом на наследство. Это могут быть отношения с другими наследниками, с налоговыми, финансовыми органами, органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с множеством других служб самого различного уровня.

Наши рекомендации