Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.
Юридический факультет
Кафедра публичного права
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
_________________ А.Ю. Александров
«30» августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»
Направление подготовки (специальность) 030900.62 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника 62 Бакалавриат
Профиль (специализация, магистерская программа) государственно-правовой
Форма обучения – очная
Учебный план 2011 года приема
Цикл дисциплин – профессиональный
Компонент цикла дисциплин – вариативная часть (дисциплины по выбору)
Курс – 4
Семестр – 7
Всего часов – 144
Чебоксары - 2011
Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, утвержденного приказом Минобрнауки 04.05.2010 г. № 464, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе 15.07.2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
кандидат юридических наук, доцент _______________________ А.Ю. Александров
ОБСУЖДЕНО:
на заседании кафедры публичного права «___»________ 20__ г., протокол № ____
заведующий кафедрой _______________________ А.Ю. Александров
ОДОБРЕНО:
методической комиссией юридического факультета «___»________ 20__ г., протокол № ____
декан факультета _______________________ Е.В. Иванова
СОГЛАСОВАНО:
начальник учебно-методического управления _________________ М.Ю. Харитонов
Цель освоения учебной дисциплины.
Целями освоения дисциплины (модуля) «Правовые акты органов государственной власти и управления» являются получение знаний о природе и видах правовых актов, умение их правильно готовить и воспринимать смысл, обучение приемам оценки и реализации различных актов.
Правовые акты органов государственной власти и управления составляют правовую основу деятельности различных государственных и негосударственных структур. Овладение студентами навыками подготовки проектов, принятия и выполнения правовых актов, умением систематизировать и устранять недостатки, поможет в дальнейшем при практической работе избежать юридических ошибок и нарушений законности, неэффективных решений.
В связи с проведением реформ и перехода страны к рыночным отношениям существенно изменился правовой статус граждан, неоднократно менялась структура органов исполнительной власти, правовое положение органов исполнительной власти. Ежедневно принимается множество изменений в действующее законодательство, правовым регулированием охватывается все большее число общественных отношений, меняются цели и задачи, стоящие перед законодателем и правоприменителем. Соответственно кардинально меняются и задачи стоящие перед специалистами в области юриспруденции, а значит, для эффективной их работы они должны в совершенстве владеть навыками юридической техники.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Правовые акты органов государственной власти и управления» является дисциплиной вариативной части (дисциплин по выбору) профессионального цикла дисциплин ООП направления подготовки 030009.62 Юриспруденция бакалавриата. Она является комплексной дисциплиной, изучение которой предполагается при подготовке студентов – будущих государственных служащих. Изучение характеристики различных видов правовых актов, и как результат обобщение большого нормативного массива позволяет углубить знания студентов о Конституции Российской Федерации, дополнить познания в сфере гражданского, уголовного, процессуального и других отраслей права. Комплексный характер отрасли права и учебной дисциплины способствует формированию системных знаний в области российского законодательства.
Изучение правовых актов органов государственной власти и управления занимает важное место в учебном процессе. Знание данной дисциплины необходимо студентам также как и владение конституционным, гражданским и уголовным правом.
Дисциплина «Правовые акты органов государственной власти и управления» подготавливает студентов к изучению дисциплин «Административное право», «Государственная служба», «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации» и других дисциплин профиля подготовки «Государственное право».
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции, в том числе:
общекультурные:
ОК-1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания,
ОК-3: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения,
ОК-4: способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь,
ОК-5: обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе,
ОК-7: стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства,
ОК-10: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны,
ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
профессиональные:
ПК-1: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности,
ПК-2: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры,
ПК-3: способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права,
ПК-4: способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом,
ПК-8: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства,
ПК-9: способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина,
ПК-12: способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению,
ПК-13: способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации,
ПК-15: способен толковать различные правовые акты,
ПК-16: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности,
ПК-19: способен эффективно осуществлять правовое воспитание.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
- понятие, предмет, метод, систему и источники курса;
- понятие, признаки, виды правовых актов;
- подготовку и принятие правовых актов;
- основания, порядок, срок и условия вступления в силу правовых актов;
- понятие, признаки, виды федеральных законов;
- понятие, виды правовых актов Президента Российской Федерации;
- понятие и виды актов Правительства Российской Федерации;
- понятие и систему органов исполнительной власти;
- структуру федеральных органов исполнительной власти;
- понятие и виды ведомственных правовых актов;
- понятие и виды актов судебных и надзорно-контрольных органов;
- виды актов местного самоуправления;
- понятие и виды локальных актов;
- понятие и виды публично-правовых договоров;
- толкование правовых актов;
- реализация правовых актов;
-понятие, виды, порядок, условия и субъекты проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов;
- понятие и виды международно-правовых актов.
· Уметь:
- анализировать сущность и значение правовых актов;
- ориентироваться в нормативно-правовых актах;
- устанавливать и разграничивать полномочия органов государственной власти по изданию правовых актов;
- толковать и применять нормативно-правовые акты о государственном управлении, обеспечивать их соблюдение в деятельности государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц.
· Владеть:
- приемами сбора, обобщения, анализа информации, постановки цели и выбора путей ее достижения;
- навыками работы с нормативными правовыми актами;
- приемами юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств;
- приемами толкования нормативно-правовых актов;
-приемами оценки и выявления коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных актах.
Структура и содержание учебной дисциплины.
4.1. Структура дисциплины.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Правовые акты органов государственной власти и управления: введение | Предмет, метод и система курса «Правовые акты органов государственной власти и управления». Юридическая природа актов органов государственной власти и управления. | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7; ПК-1; ПК-8; ПК-4; ПК-12; ПК-9 |
2. | Система актов органов государственной власти и управления | Конституция и устав. Закон. Правовые акты Президента Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Правительственные акты. Ведомственные правовые акты. Акты судебных и надзорно-контрольных органов. Решения, принимаемые на основе самоуправления. Локальные акты. Публично-правовые договоры | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5; ОК-7; ОК-10; ОК-12 ПК-3, ПК-4, ПК-8; ПК-9 |
3. | Реализация правовых актов | Обеспечение реализации правовых актов. Толкование права. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов | ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5; ОК-7; ОК-10; ОК-12. ПК-3, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-19 |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Практ. зан. | Лабор. зан. | КСР * | СРС ** | Всего | Из ауд. зан. в интер. форме | |||||
Раздел 1. Правовые акты органов государственной власти и управления: введение | - | ||||||||||
1. | Предмет, метод и система курса «Правовые акты органов государственной власти и управления» | - | КО | ||||||||
2. | Природа правовых актов | - | КО | ||||||||
Раздел 2. Система актов органов государственной власти и управления | - | ||||||||||
3. | Конституция и устав | - | ПК | ||||||||
4. | Закон | 4-5 | - | Т | |||||||
5. | Правовые акты Президента Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации | - | - | К | |||||||
6. | Правительственные акты | - | Р | ||||||||
7. | Ведомственные правовые акты | - | Т | ||||||||
8. | Акты судебных и надзорно-контрольных органов | - | КО | ||||||||
9. | Решения, принимаемые на основе самоуправления | - | ТО | ||||||||
10. | Локальные акты | - | КО | ||||||||
11. | Публично-правовые договоры | - | Т | ||||||||
Раздел 3. Реализация правовых актов | - | ||||||||||
12. | Обеспечение реализации правовых актов | - | Р | ||||||||
13. | Толкование права | 13-14 | - | КР | |||||||
14. | Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов | 15-16 | - | Р | |||||||
Экзамен -144 ч | Экзамен | ||||||||||
ИТОГО | - |
Условные обозначения форм текущего контроля:
КО - контрольной опрос (устно);
КР - контрольная работа (письменно);
ПК - проверка конспектов;
К - коллоквиум;
ВЧ - внеаудиторное чтение;
Р - рефераты;
КР - курсовая работа;
Т- таблица;
ПС - проверка схем;
ТЗ - текущий зачет;
ИЗ - индивидуальные задания;
КТ - компьютерное тестирование;
3 — зачет (если предусмотрен учебным планом);
ГР — графическая работа;
РПК - развернутый план-конспект;
ПТ- проверка таблиц
ТО-тестовый опрос
ПР-проверка рефератов
4.3. Темы занятий и краткое содержание.
Лекционные занятия.
Раздел 1. Правовые акты органов государственной власти и управления: введение