Проблемы нормотворчества органов государственной власти Ярославской области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Ярославской области, законом Ярославской области от 30.09.2011 №86-ГД «О Контрольно - Счетной палате Ярославской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Ярославской области» в 2012 году осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Ярославской области. Основным видом контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение в отчетном периоде установленных законодательством задач Счетной палаты, являлось проведение комплексных и тематических проверок расходования средств областного бюджета. [10] В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки расходования бюджетных средств, относящихся к различным сферам экономической деятельности, среди которых 13 органов государственной власти Ярославской области и 14 администраций городских округов и муниципальных районов. Общий объем проверенных в ходе контрольных мероприятий средств бюджетов всех уровней составил 16 791 947 тыс. рублей. По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 2 375 102,4 тыс. рублей, в том числе:

1) нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 524,2 тыс. рублей;

2) неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 19 575,7 тыс. рублей (избыточные расходы на установку оборудования при организации дистанционного образования детей-инвалидов, уплата налогов на автомобили, переданные в безвозмездное пользование);

3) необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств на сумму 13 814,2 тыс. рублей (предоставление субсидий без утвержденных муниципальных правовых актов и предоставление субсидий без установления сумм в договорах);

4) неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 210 027,8 тыс. рублей (расходы на содержание и капитальный ремонт помещений, не связанные с обеспечением деятельности органов государственной власти, использование предоставленных субсидий не по назначению, предоставление дотаций и субсидий из местных бюджетов без утвержденного порядка, расходы, не относящиеся к полномочиям муниципальных образований);

5) выпадающие доходы бюджетов на сумму 636 949,0 тыс. рублей (резервы пополнения доходной базы в результате отсутствия регистрации имущественных прав на объекты муниципальной и государственной собственности, невозможность распоряжения неразграниченными землями в границах поселений);

6) нарушения порядка распоряжения и использования имущества на сумму 746 070,0 тыс. рублей (нарушения, связанные с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, нарушение законодательства в части совершения крупных сделок ГУП);

7) неперечисление доходов в бюджет на сумму 405 257,0 тыс. рублей (непоступление доходов в бюджет в результате недостатков при администрировании арендных платежей);

8) другие финансовые нарушения на сумму 344 884,5 тыс. рублей (нарушение требований нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, расходы на содержание органов местного самоуправления с превышением утвержденного норматива, превышение предельного объема муниципального долга). Проведена экспертиза проектов законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». [11] Были подготовлены заключения, в которых указано на недостатки, которые были учтены при рассмотрении и принятии законопроектов. Подготовлены 3 заключения на квартальные отчеты об исполнении областного бюджета, в которых основное внимание уделено вопросу динамики исполнения областного бюджета по расходам. Замечания и предложения Счетной палаты были учтены при принятии отдельных законов Ярославской области, постановлений и распоряжений Правительства Ярославской области, внесении изменений в действующие правовые акты. Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 46 нормативных правовых акта, в том числе 10 нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области и 36 нормативно-правовых актов муниципальных органов. [12]

Заключение

Бюджетная деятельность субъекта Российской Федерации - это его деятельность в лице уполномоченных органов по формированию, распределению и организации использования бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ являются равноправными. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ классифицируются аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе. Основными источниками права, регулирующими бюджетные правоотношения в Ярославской области являются: устав Ярославской области; законы Ярославской области, регулирующие бюджетные правоотношения, в частности закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» от 13.07.2001 №57-ГД; подзаконные акты -акты исполнительных органов власти Ярославской области, кроме данных источников сюда также можно отнести Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ. Счетной палатой Ярославской области в 2012 году осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета области. В ходе данного контроля были выявлены следующие нарушения:

1) нецелевое использование бюджетных средств;

2) неэффективное использование бюджетных средств;

3) необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств;

4) неправомерное расходование бюджетных средств;

5) нарушения порядка распоряжения и использования имущества;

6) неперечисление доходов в бюджет;

7) другие финансовые нарушения (нарушение требований нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, расходы на содержание органов местного самоуправления с превышением утвержденного норматива, превышение предельного объема муниципального долга). Также была проведена экспертиза проектов законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 46 нормативных правовых акта, в том числе 10 нормативно-правовых актов органов государственной власти Самарской области и 36 нормативно-правовых актов муниципальных органов.

Наши рекомендации