Характерные особенности и проблемы совершенствования административной юстиции в современной России
2.1. Особенности систематизации законодательства, регламентирующего административное судопроизводство
Гарантированная каждому и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Одним из актуальных направлений развития современного российского законодательства является правовое регулирование рассмотрения и разрешения судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с конституционными нормами судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Административное судопроизводство в пределах своей компетенции вправе осуществлять Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, отличается в зависимости от того, каким именно звеном судебной системы рассматривается административный спор – судом общей юрисдикции, арбитражным судом или Верховным судом РФ.
Принятие и вступление в силу Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) стало еще одним шагом к единообразию толкования правовых терминов, поскольку КАС РФ вслед за Конституцией РФ и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) прямо оперирует термином «административное судопроизводство».
Унификация правовых норм, на наш взгляд, отразила на законодательном уровне толкование норм Основного закона Конституционным судом РФ, который указал, что судопроизводство по делам об административных правонарушениях должно быть административным судопроизводством независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Из содержания ст. 1 КАС РФ следует, что административное судопроизводство необходимо рассматривать как рассмотрение и разрешение Верховным судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. При этом юрисдикция КАС РФ не распространяется на судопроизводство в арбитражных судах и на судопроизводство в судах общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства.
К специальным источникам административного судопроизводства в судах общей юрисдикции (помимо общего основополагающего источника – Конституции РФ) следует относить:
- КАС РФ, применяемый судами при рассмотрении и разрешении административных дел, перечень которых представлен в ст. 1 КАС РФ;
- Гражданский процессуальный кодекс РФ, применяемый в отдельных случаях к правоотношениям, не регламентированным КАС РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), применяемый судами при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из административных правонарушений.
Административное судопроизводство по экономическим спорам и иным делам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, базируется на следующих специальных источниках: АПК РФ и КоАП РФ.
При этом важно иметь в виду тот факт, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если рассмотрение таких дел отнесено к подведомственности арбитражных судов, нормы КоАП РФ применяются арбитражными судами не изолированно, а в совокупности с нормами гл. 25 АПК РФ. В этом случае нормы КоАП РФ и гл. 25 АПК РФ выступают в качестве специальных процессуальных норм в сравнении с общими правилами искового производства, предусмотренными АПК РФ.
Такова в настоящее время лексико-грамматическая и формально-юридическая конструкция правовой регламентации административного судопроизводства в современной России. Как видно, обывателю, не сведущему в вопросах юриспруденции, достаточно сложно разобраться в хитросплетениях правового регулирования административного судопроизводства и определить, каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при обращении в тот или иной суд.
Так, в Постановлении Конституционного суда РФ от 28 мая 1999 г. было определено, что суды (судьи) в рамках осуществления административного судопроизводства наделены как полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и привлечению к административной ответственности, так и полномочиями по контролю за законностью и обоснованностью постановлений о наложении административных взысканий, выносимых другими уполномоченными на это органами (должностными лицами).
По мнению большинства исследователей правоведов, нормативное правовое регулирование административного судопроизводства (именно как формы осуществления судебной власти судами общей юрисдикции и арбитражными судами) должно быть сведено к двум нормативным процессуальным константам – КАС РФ и АПК РФ. В основе применения того или иного нормативного правового акта следует оставить критерий разграничения подведомственности споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Административное судопроизводство как вид судопроизводства, предусмотренный ст. 118 Конституции РФ, осуществляется судами общей юрисдикции, Верховным судом РФ и арбитражными судами.
Административное судопроизводство представляет собой процессуальную форму рассмотрения и разрешения судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе дел об административных правонарушениях.
В сфере предпринимательской и иной экономической деятельности административное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, подведомственность дел которым определяется ст. 29 АПК РФ.