Методические указания по выполнению контрольной работы. 1. Понятие, предмет и метод семейного права.
Семейное право
Вопросы к зачету
1. Понятие, предмет и метод семейного права.
2. Источники семейного права.
3. Понятие семьи. Круг членов семьи по семейному праву.
4. Понятие и виды семейных правоотношений.
5. Понятие родства. Свойство. Их юридическое значение.
6. Понятие и форма брака. Порядок его регистрации.
7. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
8. Признание правовой силы за фактическими брачными отношениями (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года).
9. Сроки исковой давности и иные сроки в семейном праве.
10. Понятие и основания недействительности брака.
11. Порядок, правовые последствия признания брака недействительным.
12. Охрана прав добросовестного и несовершеннолетнего супруга в недействительном браке.
13. Понятие личных прав и обязанностей супругов.
14. Законный режим имущества супругов. Права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом.
15. Личная собственность каждого из супругов.
16. Правила раздела имущества супругов: способы и порядок раздела. Правила определения долей в общем имуществе.
17. Брачный договор: порядок заключения. содержание, изменение, прекращение и признание недействительным.
18. Ответственность супругов по обязательствам.
19. Основания для прекращения брака. Момент, с которого брак считается прекращенным.
20. Расторжение брака в органах ЗАГСа.
21. Расторжение брака в судебном порядке.
22. Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака. Момент прекращения брака.
23. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.
24. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Запись супругов родителями ребенка
25. Установление происхождения ребенка, рожденного не в браке.
26. Добровольное признание отцовства
27. Установление отцовства в судебном порядке.
28. Установление факта отцовства и факта признания отцовства умершего гражданина.
29. Правила записи родителями ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.
30. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве.
31. Личные права несовершеннолетних детей в семье.
32. Имущественные права ребенка в семье.
33. Права и обязанности родителей.
34. Осуществление и защита родительских прав: права на личное воспитание ребенка, права на общение с ребенком отдельно проживающего родителя и др.
35. Споры о детях. Порядок их рассмотрения.
36. Ограничение родительских прав. Отобрание детей без лишения родителей родительских прав.
37. Основание, порядок и правовые последствия лишения родительских прав.
38. Восстановление в родительских правах.
39. Основания возникновения алиментной обязанности. Порядок определения твердой денежной суммы алиментов.
40. Алиментная обязанность родителей и детей. Размер и формы взыскания алиментов.
41. Уменьшение или увеличение алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.
42. Взыскание алиментов на детей в твердой денежной сумме. Индексация алиментов.
43. Взыскание и порядок использования алиментов на несовершеннолетних детей, постоянно находящихся в детских учреждениях.
44. Обязанности по взаимному содержанию супругов и бывших супругов. Условия освобождения от обязанностей по содержанию. Прекращение обязанностей по содержанию.
45. Условия взыскания алиментов с братьев и сестер. Размер алиментов.
46. Условия взыскания алиментов с дедушки и бабушки на содержание внуков. Обязанности внуков содержать дедушку и бабушку.
47. Алиментная обязанность фактических воспитанников и условия освобождения их от уплаты алиментов.
48. Алиментная обязанность пасынков и падчериц и условия освобождения их от уплаты алиментов мачехе и отчиму.
49. Формы взыскания алиментов.
50. Соглашение об уплате алиментов.
51. Порядок взыскания задолженности по алиментам: определение суммы задолженности, возможность освобождения от уплаты задолженности.
52. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.
53. Понятие усыновления. Условия и порядок усыновления.
54. Правовые последствия усыновления.
55. Охрана тайны усыновления.
56. Отмена усыновления. Основания и порядок.
57. Порядок и условия назначения опеки и попечительства.
58. Функции органов опеки и попечительства.
59. Права и обязанности опекуна и попечителя.
60. Приемная семья: понятие, порядок образования, правовой статус приемных родителей и приемных детей.
61. Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами.
62. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без родительского попечения.
Методические указания по выполнению контрольной работы.
Контрольная работа включает в себя 1 теоретический вопрос и 1 практическое задание.
2. Требования, предъявляемые к содержанию письменного ответа на задания контрольной работы:
При составлении ответа на теоретический вопрос необходимо изложить четкий ответ на поставленный вопрос, не выходя за его рамки, но максимально учтя различные обозначенные в научной литературе позиции (если вопрос является неоднозначным и существуют разные подходы в научной литературе). Ответ не должен быть расплывчатым и содержать информацию, не касающуюся обозначенного вопроса. Для усиления аргументации допускается приведение конкретных примеров из судебной практики (с указанием источника и номера дела) и позиций Верховного и Конституционного судов.
При решении практического задания необходимо применение знаний нормативного материала и судебной практики. Прежде чем приступить к решению, необходимо изучить соответствующие правовые акты. В решении нужно указать нормативную основу ответа. При этом приводить текст нормативного акта необходимо только в объеме, достаточном для аргументации выводов. В выводах по задаче необходимо соотносить нормативную модель решения с фактическими обстоятельствами разбираемого затруднения. Решение должно основываться на полном анализе обстоятельств, изложенных в условии. Позиция автора должна быть четкой; решение – развернутым и аргументированным. Работа должна содержать выводы, а также основные позиции рассуждений, посредством которых сформировались выводы. Решение задач не должно быть пространным. Необходимо оценить и проанализировать все факты, изложенные в задании. Если решение допускает вариативность, должны быть изложены все варианты.
Компетенции, которые формируются и контролируются заданиями, включенными в контрольную работу. Описание формируемых и контролируемых знаний, умений, навыков, применительно к модулям дисциплины, в которых формируются указанные компетенции.
Теоретическое задание № 1 направлено на формирование и оценку сформированности компетенций ПК-1, ПК-2,ПК-3.
В результате выполнения теоретического задания студент:
ЗНАЕТ: Понятийный аппарат по поставленному на рассмотрение вопросу; принципы применения нормативных правил, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу; нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в задании;
УМЕЕТ: Правильно понимать и толковать понятийный аппарат по рассматриваемому вопросу; применять нормативные правила, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу; найти нормативные акты, регулирующие отношения, описанные в конкретном задании.
ВЛАДЕЕТ: навыками правильного толкования понятийного аппарата по рассматриваемому вопросу; навыками применения нормативных правил, имеющих отношение к данному вопросу; навыками поиска и правильного толкования нужных нормативных актов для подготовки ответа на конкретно поставленный вопрос в конкретной области.
Практическое задание №2 направлено на формирование и оценку сформированности компетенций ПК-4, ПК-5, ПК-6.
В результате решения практического задания студент:
ЗНАЕТ: нормативные правовые акты, регулирующие описанную в задании ситуацию; порядок нормативного регулирования отношений, описанных в задании, а также судебную практику по аналогичным или сходным вопросам.
УМЕЕТ: найти нормативные акты, регулирующие отношения, описанные в конкретном задании; подобрать судебную практику по аналогичным либо сходным ситуациям; определить обстоятельства, подлежащие установлению, для правильного решения конкретной ситуации; правильно истолковать и применить подобранные студентом нормативные акты к выявленным им обстоятельствам по конкретной ситуации; оценить и разрешить конкретную ситуацию, исходя из действующего нормативного регулирования и судебной практики.
ВЛАДЕЕТ: навыками поиска нужных нормативных актов для разрешения любой конкретной ситуации в данной области профессиональной деятельности, а также судебной практики. Правильное определение обстоятельств, требующих установления, при разрешении любого дела в данной области профессиональной деятельности. Правильное понимание и применение действующего нормативного регулирования к любым правоотношениям в данной области профессиональной деятельности.