Рекомендации по организации и проведению практических и семинарских занятий
Семинар и один из наиболее сложных видов учебных занятий. Успех его проведения зависит от качества подготовки к нему преподавателя.
Подготовка преподавателя к семинару включает в себя:
1) разработку письменных методических рекомендаций студентам к семинару;
2) составление преподавателем личного развернутого рабочего плана проведения семинара;
3) просмотр последних литературных источников и подбор наглядных пособий, схем, слайдов, диафильмов и видеофильмов к очередному семинару;
4) обсуждение на кафедре вопросов методики проведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности;
5) организацию выставок новой литературы, пособий, лучших студенческих работ, конспектов.
Два семинарских занятия по актуальным проблемам корпоративного права запланированы в виде проведения научной дискуссии на круглых столах. В настоящей рабочей программе представлены вопросы для обсуждения на круглом столе по каждому из указанных семинарских занятий.
Магистрант заблаговременно должен иметь возможность получить консультацию преподавателя по вопросам участия в круглом столе, выбора темы выступления (сообщения). Выступление может сопровождаться демонстрацией презентационных и иных наглядных материалов, что должно приветствоваться преподавателям и учитываться при определении оценки.
При проведении круглого стола необходимо дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим студентам и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим студентам.
В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом, а также объявить баллы, заработанные студентами. Необходимо раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему и план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные материалы, нормативные правовые акты, а также информационно-правовую систему «Гарант», «Консультант +».
Для успешного проведения семинара важно создать благоприятную морально-психологическую обстановку в группе. Нужно, в частности, соблюдать такие нормы педагогического такта в общении со студентами, чтобы обеспечить возможность свободных личностных общений и познавательной интерес студентов к изучаемой теме.
Перед проведением очередного семинара преподаватель должен составить развернутый рабочий план. В него должны войти:
1. Метод (или методы) проведения семинара – развернутая беседа, заслушивание докладов, рефератов, сообщений, результатов конкретных студенческих исследований.
2. Материальное обеспечение – технические средства обучения, схемы, таблицы, диаграммы, инструкции и др.
3. Вступительное слово – определение учебно-воспитательных целей занятия, значение обсуждаемой темы, ее место в системе курса.
4. Рассмотрение вопросов. Преподаватель определяет методические приемы развития познавательной активности на занятии, применение на практике теоретических знаний, приемы вовлечения в обсуждение отстающих или слабо успевающих студентов; намечает контрольные вопросы.
5. Заключение по вопросу (вопросам). Преподаватель отмечает положительные стороны выступлений, сообщений, ответов, свидетельствующие о глубине и прочности знаний. Недостатки в выступлениях, неправильные трактовки отдельных положений. Разрешение дискуссионных вопросов, исправление ошибок в выступлениях.
После каждого семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях.
Планы семинарских (практических) занятий
Задания, включенные в планы практических занятий, помогут студентам не только основательно освоить теоретический материал, но и тесно связать его основные выводы с практикой международного права о предпринимательской деятельности. При выполнении заданий необходимо ссылаться на нормативный материал и аргументировать свои выводы.