Требования к уровню освоения дисциплины
Рабочая программа
Дисциплина: | Конституционное право |
Кафедра: | Государственного и административного права (ГиАП) |
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция (квалификация – бакалавр)
40.03.01 Юриспруденция (квалификация – бакалавр)
Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании кафедры:
протокол №1 от 1 сентября 2014г.
Дата введения в учебный процесс УлГУ: «1» сентября 2014г.
Сведения о разработчиках:
ФИО | Аббревиатура кафедры | Ученая степень, звание |
Еремеева Елена Анатольевна | ГиАП | к.ю.н., доцент |
Заведующий кафедрой | |
/_____________/ В.Н. Иванова «______»__________ 2014 г. |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В основу данной учебной программы положены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студентов по направлению подготовки - юриспруденция, квалификация выпускника – юрист (бакалавр юриспруденции).
Учебный курс «Конституционное право» относится к дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» профиль «Государственно-правовой», «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой».
Дисциплина «Конституционное право» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «История государства и права России», «Теория государства и права» и др. Учебный курс «Конституционное право» является основой для изучения «Основ социального государства» и отраслевых дисциплин: «Административного права» и др.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение учебной дисциплины «Конституционное право» имеет следующие цели:
· овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования конституционно-правовых отношений. Результатом реализации данной цели должен стать подготовленный специалист, обладающий знаниями, позволяющими исследовать и решать актуальные проблемы конституционного права, и профессиональными компетенциями, необходимыми в практической деятельности;
· сформировать у будущих юристов комплексных знаний по установлению основ конституционного строя, места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, организации власти в государстве и территориальном устройстве Российской Федерации;
· довести до студентов основные положения судебной практики применения норм конституционного права;
· выработать у студентов навыки и умения правильного применения полученных знаний для принятия грамотных и обоснованных решений в ходе профессиональной деятельности;
· помочь студентам овладеть методологией современной юриспруденции, позволяющей правильно толковать и применять нормы конституционного права.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Конституционное право» студенты должны
знать:понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации; принципы основ конституционного строя и практику их закрепления в действующем законодательстве; основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации; процедуру внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, стадии законодательного процесса; формирование и деятельность высших органов власти в Российской Федерации: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, Прокуратуры РФ, принципы конституционного правосудия.
уметь:анализировать и давать правовое толкование нормам, устанавливающим и регулирующим конституционные правоотношения, эффективно использовать конституционно-правовые, в том числе ненормативные, инструменты; применять на практике нормы конституционного права; свободно оперировать юридическими категориями и понятиями; анализировать и решать юридические проблемы в сфере конституционных правоотношений; применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.
владеть:терминологией и основными понятиями, используемыми в конституционное праве; навыками осуществления профессиональной деятельности; навыками правового моделирования; методами системного исследования.
В результате изучения дисциплины «Конституционное право России» студенты должны овладеть следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; достоинство личности (ПК-9);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
ТРУДОЕМКОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения - очная) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
2 семестр | ||||
Аудиторные занятия: | 108/3 | 108/3 | ||
Лекции | 36/1 | 36/1 | ||
практические и семинарские занятия | 72/2 | 72/2 | ||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | 180/5 | 180/5 | ||
Всего часов по дисциплине | 288/8 | 288/8 | ||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | экзамен | экзамен |
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения - заочная) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
1 семестр | 2 семестр | |||
Аудиторные занятия: | 28/0,78 | |||
Лекции | 8/0,22 | 8/0,22 | ||
практические и семинарские занятия | 20/0,56 | 20/0,56 | ||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | 260/7,22 | 260/7,22 | ||
Всего часов по дисциплине | 288/8 | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | экзамен | экзамен |
Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения - очная
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||||
лекции | практические занятия, семинар | лабораторная работа | |||||||
Раздел 1. Конституционное право как ведущая отрасль российского права | |||||||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права и наука | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-15, ПК-19 | ||||||||
1. Конституционное право как отрасль права | |||||||||
Тема 2. Конституционные нормы и правоотношения | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15 | ||||||||
2. Система отрасли Конституционного права | |||||||||
3. Конституционное право как наука | |||||||||
Раздел 2. Конституция РФ – Основной Закон государства | |||||||||
Тема 3. Основы учения о Конституции | ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-15 | ||||||||
4. Общее учение о Конституции | |||||||||
Тема 4. Конституция РФ – Основной Закон государства | ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-15 | ||||||||
5. Структура Конституции РФ | |||||||||
6. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ | |||||||||
Раздел 3. Основы конституционного строя | |||||||||
Тема 5. Основы конституционного строя | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15, ПК-19 | ||||||||
7. Основы конституционного строя | |||||||||
Тема 6. Конституционные формы осуществления власти народом | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
8. Институт народовластия | |||||||||
9. Референдум как высшая форма непосредственной демократии | |||||||||
Тема 7. Конституционно-правовое положение негосударственных образований | ОК-1, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
10. Институты гражданского общества | |||||||||
Раздел 4. Основы правового положения человека и гражданина. | |||||||||
Тема 8. Понятие правового статуса личности | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
11. Правовой статус личности | |||||||||
Тема 9. Гражданство в Российской Федерации | ОК-2, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
12. Российское гражданство | |||||||||
Тема 10. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
13. Основные права и свободы человека и гражданина | |||||||||
14. Основные обязанности личности | |||||||||
Тема 11. Особенности правового положения лиц, не являющихся гражданами РФ | ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
15. Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации | |||||||||
Раздел 5. Федеративное устройство | |||||||||
Тема 12. Территориальное устройство Российской Федерации | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
16. Форма государственного устройства | |||||||||
Тема 13. Конституционно-правовой статус Российской Федерации | ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
17.Становление России как федеративного государства | |||||||||
Тема 14. Конституционно-правовой статус субъектов РФ | ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
18. Государственное устройство России | |||||||||
Раздел 6. Система государственной власти и система местного самоуправления | |||||||||
Тема 15. Органы государственной власти РФ | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15 | ||||||||
19. Государственные органы в РФ | |||||||||
Тема 16. Избирательное право РФ | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
20. Институт избирательного права | |||||||||
21. Федеральное Собрание РФ | |||||||||
22. Президент РФ | |||||||||
23. Правительство РФ | |||||||||
Тема 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
24. Конституционно-правовые основы судебной системы и судопроизводства в РФ | |||||||||
25. Конституционный Суд РФ | |||||||||
Тема 18. Органы государственной власти субъектов РФ. | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
26. Осуществление государственной власти в субъекте РФ | |||||||||
Тема 19. Местное самоуправление в Российской Федерации | ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
27. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления | |||||||||
ИТОГО | |||||||||
Форма обучения – заочная
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||||
лекции | практические занятия, семинар | лабораторная работа | |||||||
Раздел 1. Конституционное право как ведущая отрасль российского права | |||||||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права и наука | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-15, ПК-19 | ||||||||
1. Конституционное право как отрасль права | |||||||||
Тема 2. Конституционные нормы и правоотношения | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15 | ||||||||
2. Система отрасли Конституционного права | |||||||||
3. Конституционное право как наука | |||||||||
Раздел 2. Конституция РФ – Основной Закон государства | |||||||||
Тема 3. Основы учения о Конституции | ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-15 | ||||||||
4. Общее учение о Конституции | |||||||||
Тема 4. Конституция РФ – Основной Закон государства | ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-15 | ||||||||
5. Структура Конституции РФ | |||||||||
6. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ | |||||||||
Раздел 3. Основы конституционного строя | |||||||||
Тема 5. Основы конституционного строя | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15, ПК-19 | ||||||||
7. Основы конституционного строя | |||||||||
Тема 6. Конституционные формы осуществления власти народом | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
8. Институт народовластия | |||||||||
9. Референдум как высшая форма непосредственной демократии | |||||||||
Тема 7. Конституционно-правовое положение негосударственных образований | ОК-1, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
10. Институты гражданского общества | |||||||||
Раздел 4. Основы правового положения человека и гражданина. | |||||||||
Тема 8. Понятие правового статуса личности | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
11. Правовой статус личности | |||||||||
Тема 9. Гражданство в Российской Федерации | ОК-2, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
12. Российское гражданство | |||||||||
Тема 10. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ | ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
13. Основные права и свободы человека и гражданина | |||||||||
14. Основные обязанности личности | |||||||||
Тема 11. Особенности правового положения лиц, не являющихся гражданами РФ | ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
15. Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации | |||||||||
Раздел 5. Федеративное устройство | |||||||||
Тема 12. Территориальное устройство Российской Федерации | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
16. Форма государственного устройства | |||||||||
Тема 13. Конституционно-правовой статус Российской Федерации | ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
17.Становление России как федеративного государства | |||||||||
Тема 14. Конституционно-правовой статус субъектов РФ | ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-15 | ||||||||
18. Государственное устройство России | |||||||||
Раздел 6. Система государственной власти и система местного самоуправления | |||||||||
Тема 15. Органы государственной власти РФ | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15 | ||||||||
19. Государственные органы в РФ | |||||||||
Тема 16. Избирательное право РФ | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
20. Институт избирательного права | |||||||||
21. Федеральное Собрание РФ | |||||||||
22. Президент РФ | |||||||||
23. Правительство РФ | |||||||||
Тема 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
24. Конституционно-правовые основы судебной системы и судопроизводства в РФ | |||||||||
25. Конституционный Суд РФ | |||||||||
Тема 18. Органы государственной власти субъектов РФ. | ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
26. Осуществление государственной власти в субъекте РФ | |||||||||
Тема 19. Местное самоуправление в Российской Федерации | ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | ||||||||
27. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления | |||||||||
ИТОГО | |||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ