Ерритории, на которых установлены специальные административные режимы (‘ЂЏђ).

‘пециальный административно-правовой режим вводитсЯ подзаконным нормативно-правовым актом в интересах обеспечениЯ causa publica и предусматривает установление бессудных ограничений прав граждан и юридических лиц.

Џри установлении ‘ЂЏђ невозможно бессудное применение мер ответственности

–ели установлениЯ ‘ЂЏђ:

· обеспечение безопасности ђ”;

· обеспечение соблюдениЯ прав и свобод граждан и юридических лиц в экстраординарных ситуациЯх;

· обеспечение безопасного функционированиЯ особо важных объектов.

‘ЂЏђ может вводитсЯ вследствие объективно сложившейсЯ особой ситуации или по инициативе соответствующего лица. ‚ыделЯют опасные ‘ЂЏђ (военное или чрезвычайное положение), и безопасные ‘ЂЏђ (государственнаЯ граница, закрытое административно-территориальное образование).

‚иды ‘ЂЏђ.

1. —резвычайное положение (”Љ‡ ЗЋ чрезвычайном положенииИ от 30.05.2001).

Ћсновой введениЯ чрезвычайного положениЯ ЯвлЯетсЯ ситуациЯ социально-политического, криминогенного, природного или технического характера, котораЯ представлЯет собой угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю ђ” и не может быть ликвидирована без применениЯ чрезвычайных мер.

Ћсобенности государственно-управленческих отношений, возникающих в ситуации чрезвычайного положениЯ:

· менЯетсЯ субъект государственного управлениЯ;

· усиливаетсЯ воздействие субъекта управлениЯ на деЯтельность объектов государственного управлениЯ Р граждан и юридических лиц;

· трудовые отношениЯ с государством возникают в особом порЯдке.

2. ‚оенное положение (”Љ‡ ЗЋ военном положенииИ 30.01.2002).

‚оенное положение Р специальный правовой режим, вводЯщийсЯ в случае угрозы агрессии против ђ”.

–ель режима: создание условий длЯ отражениЯ агрессии.

Ћсобенности государственно-управленческих отношений, возникающих в ситуации чрезвычайного положениЯ:

· расширЯетсЯ перечень оснований длЯ применениЯ государственного принуждениЯ (ст.18 ”Љ‡) за счет введениЯ новых обЯзанностей;

· трудовые отношениЯ с государством возникают в особом порЯдке (п.6 ст.7 ”Љ‡);

· введение особых мер государственного управлениЯ (ст. 7 ”Љ‡).

3. ђежим закрытого административно-территориального образованиЯ (‡Ђ’Ћ).

ЌормативнаЯ база: ”‡ ЗЋ закрытом административно-территориальном образованииИ от 14.07.92.

‡акрытым административно-территориальным образованием признаетсЯ имеющее органы местного самоуправлениЯ территориальное образование, в пределах которого расположены военные и иные объекты, длЯ которых устанавливаетсЯ особый режим безопасного функционированиЯ и охраны государственной тайны, включающий специальные условиЯ проживаниЯ граждан.

ђежим закрытого административно-территориального образованиЯ устанавливаетсЯ указом Џрезидента ђ” по представлению Џравительства ђ”.

Љонкретное содержание режима ‡Ђ’Ћ определЯетсЯ постановлением Џравительства и включает в себЯ:

а) установление административной подчиненности ‡Ђ’Ћ;

б) определение полномочий органов государственной власти субъектов ђ” в отношении ‡Ђ’Ћ;

в) медико-санитарного обеспечение;

г) выдача разрешений на строительство;

д) обеспечение особого режима:

· установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образованиЯ;

· ограничениЯ на въезд и (или) постоЯнное проживание граждан на его территории;

· ограничениЯ на полеты летательных аппаратов над его территорией;

· ограничениЯ на право ведениЯ хозЯйственной и предпринимательской деЯтельности;

· ограничениЯ на создание и деЯтельность на его территории организаций, учредителЯми которых ЯвлЯютсЯ иностранные граждане, организации, организации с иностранными инвестициЯми.

ђазновидностью режима ‡Ђ’Ћ ЯвлЯетсЯ режим наукограда.

4. ђежим государственной границы.

ѓосударственнаЯ граница есть линиЯ и проходЯщаЯ по этой линии вертикальнаЯ поверхность, определЯющие пределы государственной территории ђ”, то есть пространственный предел действиЯ государственного суверенитета ђ”.

ЌормативнаЯ основа статуса: ”‡ ЗЋ государственной границе ђ”И от 01.04.93.

ђежим государственной границы включает правила:

1) ‘одержаниЯ государственной границы, т.е. установки, сохранениЯ и поддержаниЯ в исправном состоЯнии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудованиЯ и содержаниЯ пограничных просек, проведениЯ совместных с сопредельным государством проверок прохождениЯ ѓосударственной границы.

3) ЏересечениЯ государственной границы лицами и транспортными средствами:

· устанавливаетсЯ порЯдок следованиЯ от ѓосударственной границы до пунктов пропуска через ѓосударственную границу и в обратном направлении; при этом не допускаетсЯ высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства;

· порЯдок перемещениЯ через государственную границу грузов, товаров и животных;

· порЯдок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

4) ‚едениЯ на государственной границе либо вблизи нее на территории ђоссийской ”едерации хозЯйственной, промысловой и иной деЯтельности.

5) ђазрешениЯ с иностранными государствами инцидентов, свЯзанных с нарушением указанных правил.

Ћт режима государственной границы следует отличать режим пограничной зоны. Ћн устанавливаетсЯ в интересах созданиЯ необходимых условий длЯ охраны государственной границы.

Ћсобенности режима:

· въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществлЯетсЯ по документам, удостоверЯющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам,

· могут устанавливатьсЯ различные условиЯ пребываниЯ в пограничной зоне лиц и транспортных средств;

· любые виды деЯтельности и проведение массовых мероприЯтий осуществлЯютсЯ на основании разрешениЯ пограничных органов.

Љ специальным субъектам административного права, помимо перечисленных, относЯтсЯ органы исполнительной власти, их структурные подразделениЯ и должностные лица.

—етвертаЯ группа субъектов административного права Р особые субъекты. Ќазвание группы свЯзано с тем, что они занимают специфическое положение в системе государственного управлениЯ вследствие особых полномочий или задач.

Наши рекомендации