Понятие и принципы семейного права
Понятие семейного права. Словосочетание "семейное право" в юриспруденции употребляется, как минимум, в четырех значениях. Во-первых, под семейным правом понимается объективное право, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений между людьми. Во-вторых, семейное право рассматривается как вид и мера дозволенного поведения субъекта, т.е. как субъективное право. В этом смысле понятием "семейное право" охватываются элементы содержания различных семейных правоотношений, например право супруга на выбор рода занятий и профессии, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, право нетрудоспособного и нуждающегося усыновителя на получение содержания от усыновленного и т.д. В-третьих, семейное право выступает в качестве отрасли юридической науки, представляющей собой систему знаний о семейно-правовых нормах, их истории и развитии, практике применения, отношениях, регулируемых данными нормами. Наконец, в-четвертых, семейное право - это самостоятельная учебная дисциплина, являющаяся обязательной составляющей учебного плана отечественных юридических вузов и факультетов.
Основным значением является первое из перечисленных, т.е. семейное право как объективное право. Именно о данном элементе правовой действительности пойдет речь в настоящем параграфе.
Как объективное право семейное право представляет собой определенную совокупность правовых норм. Для того чтобы индивидуализировать данную совокупность, очертить ее границы, необходимо обратиться к критериям, на основании которых различные правовые нормы объединены в семейное право. Современный уровень развития отечественной юридической науки предполагает оперировать в первую очередь двумя общепризнанными критериями систематизации и индивидуализации правовых норм - предмет и метод объективного права.
Под предметом объективного права принято понимать общественные отношения, которые регулируются соответствующей совокупностью правовых норм. Анализ норм, образующих семейное право, позволяет утверждать, что предмет семейного права составляют две группы общественных отношений - имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.
Имущественно-стоимостные отношения - это общественные отношения по производству, перемещению и потреблению материальных благ - вещей, результатов работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним объектов, в которых проявляется их меновая стоимость, т.е. их объективная ценность в обществе. Имущественно-стоимостными отношениями, входящими в предмет семейного права, являются, например, отношения по владению, пользованию, распоряжению супругами имуществом, приобретенным ими в период брака, отношения, возникающие в связи с разделом имущества супругов, отношения по материальному содержанию нетрудоспособных нуждающихся членов семьи и приравненных к ним лиц.
Личные неимущественные отношения - это общественные отношения по признанию и оценке личных интересов, свойств и качеств другого лица - его жизни, здоровья, имени, чести, достоинства, репутации и других нематериальных благ. Личными неимущественными отношениями, входящими в предмет семейного права, являются, например, отношения по вступлению в брак, по выбору супругами фамилии, рода занятий, профессии, отношения по воспитанию родителями детей, отношения по определению места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, по учету мнения ребенка при решении затрагивающих его вопросов.
Вопрос о количественном соотношении имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений в предмете семейного права является дискуссионным. В литературе по данному вопросу высказываются и отстаиваются прямо противоположные точки зрения. По мнению одних ученых, в предмете семейного права преобладают личные неимущественные отношения*(200). В обоснование данной точки зрения принято апеллировать к специфике отношений, складывающихся в семье, которые в первую очередь, носят личный и неимущественный характер. По мнению других специалистов, в предмете семейного права основное место принадлежит имущественно-стоимостным отношениям*(201). Сторонники данного подхода не отрицают преимущественно личный неимущественный характер семейных отношений, но при этом констатируют, что подавляющая часть данных отношений, в отличие от отношений имущественных, находится вне сферы правового воздействия и, соответственно, не входит в предмет семейного права.
В условиях современного правового регулирования более предпочтительной представляется вторая точка зрения. Не вызывает сомнений, что в любой нормальной семье личные неимущественные отношения преобладают над отношениями имущественными. Это объясняется самой природой семьи как социального института: ведь семья нужна прежде всего для удовлетворения потребностей человека в межличностном духовном и сексуальном общении, в продолжении рода, воспитании детей. Однако основная часть личных неимущественных отношений, складывающихся в семье, находится под воздействием обычаев и норм морали, а не норм права. Правовое регулирование в данной сфере нежелательно и неэффективно, так как право не предназначено для упорядочивания отношений, затрагивающих интимные стороны человеческой жизни. Право способно регулировать объективные отношения, а большинство личных неимущественных отношений в семье субъективны, так как связаны с внутренним миром человеческих переживаний, которые невозможно проконтролировать. Детальное правовое регулирование в данной сфере неприемлемо также потому, что оно вступило бы в явное противоречие с одним из основных личных прав человека - правом на неприкосновенность частной жизни, закрепленным в ст. 23 Конституции РФ.
Таким образом, следует согласиться со специалистами, считающими, что основное место в предмете семейного права занимают имущественно-стоимостные отношения.
Вторым критерием индивидуализации совокупности правовых норм является метод объективного права, представляющий собой определенный набор способов и приемов регулирования отношений, составляющих его предмет. В юридической науке вопрос о методе семейного права также является дискуссионным. По мнению одних специалистов, метод семейного права является императивным*(202), по мнению других - императивно-диспозитивным*(203), по мнению третьих - диспозитивным с сохранением императивного начала*(204).
На наш взгляд, верной является третья точка зрения: метод семейного права в целом можно охарактеризовать как преимущественно диспозитивный. Юридическое равенство участников регулируемых отношений и автономия воли участников, являющиеся непременным следствием диспозитивного регулирования, проходят красной нитью сквозь большую часть современных семейно-правовых норм. При этом, однако, следует учитывать, что право как нормативная система по своей природе императивно. Диспозитивное правовое регулирование в чистом виде невозможно, поскольку оно неизбежно создавало бы условия для произвола участников регулируемых отношений. Именно поэтому диспозитивное регулирование всегда сочетается с императивным, и семейное право в этом смысле не является исключением.
Но если предмет семейного права составляют имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения и при этом имущественно-стоимостные отношения превалируют, возникает резонный вопрос о целесообразности выделения семейного права в качестве самостоятельной единицы системы права, тем более что метод семейного права, так же как его предмет, совпадает с методом гражданского права. Помимо предмета и метода, необходим дополнительный критерий, который доказывал бы определенную самостоятельность семейного права. Из всех высказанных в литературе предложений, на наш взгляд, наибольшей поддержки заслуживает идея выделения субъектного состава участников отношений, регулируемых семейным правом, в качестве дополнительного признака индивидуализации семейного права. В качестве субъектов регулируемых семейным правом отношений выступают физические лица в особом социальном качестве члена семьи, приравненного к нему лица или бывшего члена семьи*(205).
Таким образом, семейное право можно определить как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения между членами семьи, приравненными к ним лицами и бывшими членами семьи.
Место семейного права в системе российского права. В отечественной юридической науке вопрос о месте семейного права в системе права является дискуссионным. Данная дискуссия во многом является продолжением спора о количественном соотношении имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений в предмете семейного права. Практически все специалисты сходятся на том, что семейное право обладает определенной степенью самостоятельности и занимает свое особое место в системе права. Однако когда дело доходит до определения степени данной самостоятельности, мнения разделяются.
По мнению многих исследователей, семейное право является отраслью права*(206). В обоснование данной точки зрения, как правило, указывается, что семейное право имеет свой особый предмет, отличный от предметов иных отраслей права, в том числе гражданского права. Если гражданское право регулирует преимущественно имущественно-стоимостные общественные отношения, то семейное право, по мнению этой группы специалистов, в первую очередь регулирует личные неимущественные отношения. Что касается отношений имущественных, то они также регулируются семейным правом, но под влиянием личных неимущественных отношений теряют стоимостной признак и потому качественно отличаются от имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
Данный подход, хотя и является очень распространенным, разделяется не всеми учеными. В литературе также отстаивается точка зрения об отсутствии у семейного права степени самостоятельности, необходимой и достаточной для формирования соответствующей отрасли права. Утверждается, что главный критерий систематизации правовых норм - предмет семейного права - не имеет качественных, принципиальных отличий от предмета гражданского права. Преобладающими в предмете семейного права, по мнению ученых, являются имущественные отношения, которые, безусловно, испытывают определенное воздействие личных неимущественных отношений, но при этом не перестают быть стоимостными, не становятся качественно иными. В результате делается вывод о том, что семейное право представляет собой не отрасль права, а подотрасль гражданского права*(207).
Существует и третья точка зрения, которой, как правило, придерживаются сторонники выделения в системе права отраслей первого и второго уровня. Семейное право рассматривается данными специалистами в качестве отрасли второго уровня, т.е. в качестве комплексной отрасли права, сочетающей в себе частно-правовые и публично-правовые элементы*(208). Данный вывод делается, как правило, на основе анализа семейного законодательства, которое включает различные по правовой природе правовые нормы*(209).
На наш взгляд, поддержки заслуживает вторая точка зрения. Как было показано выше, общепризнанные критерии систематизации и индивидуализации правовых норм - предмет и метод семейного права - совпадают с предметом и методом гражданского права. Предметом семейного права, как и предметом гражданского права, являются имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, а метод семейного права, как и метод гражданского права, является преимущественно дозволительным. В такой ситуации едва ли можно говорить о высокой степени самостоятельности семейного права. Напротив, достаточно непросто отыскать аргументы в пользу самостоятельности семейного права в рамках гражданского права. Представляется, что подотраслью гражданского права - второй по величине единицей системы права - семейное право может считаться лишь в силу таких объективных причин, как сравнительно большое количество семейно-правовых норм, содержащихся в особенной части гражданского права, а также особая общественная значимость отношений, регулируемых семейным правом, которые складываются между членами семьи, приравненными к ним лицами и бывшими членами семьи.
Принципы семейного права. Семейное право, как всякая достаточно крупная единица системы права, имеет ряд принципов, которые с точки зрения их юридической природы представляют собой наиболее общие и важные семейно-правовые нормы, на основе и в развитие которых строится правовое регулирование в рассматриваемой сфере. В настоящий момент принципы семейного права закреплены в ст. 1 СК. Поскольку в указанной статье закона принципы семейного права перечисляются, но не раскрываются, целесообразно провести их краткий анализ.
Принцип укрепления семьи означает, что семейно-правовое регулирование должно содействовать сохранению возникших и существующих семейных отношений. Частным проявлением данного принципа является, например, общее правило о возникновении режима общей совместной собственности супругов в отношении имущества, приобретаемого ими в период брака. Данное правило призвано способствовать созданию и поддержанию материальной и духовной общности супругов, построению бытовых отношений не по принципу "мое - твое", а по принципу "наше".
Принцип запрещения ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности является конкретизацией общегражданского принципа равенства участников регулируемых отношений и последовательно проводится во всех институтах семейного права. Данный принцип означает, что все субъекты семейного права по общему правилу равны в своей правоспособности*(210). Так, никто не может быть ограничен или ущемлен в семейных правах по причине, например, низкого социального статуса, нетипичной для данного региона расы, национальности или вероисповедания.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи является конкретизацией общегражданского принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Основное содержание данного принципа можно свести к тому, что, во-первых, никто не вправе вмешиваться в семейные отношения, если они складываются в рамках закона, и, во-вторых, лица, которым стала известна информация, носящая закрытый внутрисемейный характер, не вправе ее распространять без согласия членов семьи. Данный принцип семейного права находит свое выражение, в частности, в специальной норме о недопустимости разглашения тайны усыновления.
Принцип признания брака, зарегистрированного государством, означает, что супружеские правоотношения между мужчиной и женщиной возникают лишь с момента государственной регистрации брака. До регистрации брака, осуществленной в установленном порядке, мужчина и женщина не являются супругами и, соответственно, не обладают супружескими имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями. Одним из примеров конкретизации данного принципа является специальная норма, устанавливающая, что заключенный между мужчиной и женщиной брачный договор вступает в силу в момент, определенный договором, но не ранее регистрации брака между сторонами договора.
Принцип добровольности вступления в брак является конкретизацией общегражданского принципа свободы договора и означает, что любой гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о том, заключать брак или не заключать, если заключать, то с кем, когда и где. Данный принцип последовательно проводится в нормах, содержащих легальное определение брака, предусматривающих условия и порядок заключения брака.
Принцип равенства супругов в семье означает, что муж и жена имеют равные права и несут равные обязанности в связи с их состоянием в браке. В частности, и муж, и жена вправе самостоятельно выбирать место своего жительства, род деятельности, круг общения; и муж, и жена владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом по обоюдному согласию, они вправе по своему собственному усмотрению пользоваться и распоряжаться имуществом, приобретенным ими до заключения брака, и т.д.
Принцип разрешения внутрисемейных споров по взаимному согласию логично вытекает из принципа укрепления семьи и означает, что семейно-правовое регулирование должно способствовать, насколько это возможно, мирному разрешению семейных споров, сохранению существующих семейных отношений. Например, современное семейное право при возникновении спора о расторжении брака допускает предоставление супругам льготного срока для примирения, который по усмотрению суда может составлять до трех месяцев.
Принцип приоритета семейного воспитания детей означает, что, во-первых, дети, проживающие с родителями, имеют право на полноценное семейное воспитание и, во-вторых, дети, оставшиеся по тем или иным причинам без попечения родителей, должны быть устроены в другую семью, в которой они смогут получить такое воспитание. Данный принцип, в частности, конкретизирован в специальной норме, предоставляющей ребенку право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, которое принадлежит ребенку независимо от того, в каких личных отношениях состоят его родственники между собой.
Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи означает, что в случае столкновения интересов, с одной стороны, совершеннолетнего и трудоспособного члена семьи и, с другой стороны, несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи предпочтение должно быть отдано интересам последнего. Данный принцип воплощен, например, в норме, запрещающей мужу при отсутствии согласия жены требовать расторжения брака в период ее беременности и в течение года после рождения ребенка.
Что касается иных императивов, включенных в ст. 1 СК, то они в строгом смысле принципами семейного права не являются. Некоторые из них повторяют общегражданские принципы (обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты этих прав), о которых шла речь в главе 1 данного учебника. Другие (построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощь и ответственность перед семьей всех ее членов) представляют собой не правовые, а нравственные нормы, которых должна придерживаться семья.
Поскольку семейное право является подотраслью гражданского права, семейно-правовое регулирование находится также под воздействием иных принципов гражданского права, непосредственно не воспроизведенных в ст. 1 СК (равенство участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора).