Особенности порядка прекращения исполнительного производства по алиментным обязательствам
Одной из актуальных проблем в сфере семейного законодательства является прекращение выплаты алиментов. Указанным вопросом интересуется не только родители, которые, согласно исполнительного производства, должны платить алименты, но и лица, которые их получают от другой стороны.
Прекращение исполнительного производства по алиментам возможно при следующих обоснованных причинах:
Смерть лица, которое обязано выплачивать алименты
закончился срок выплаты алиментов согласно составленному между сторонами добровольному соглашению
иные причины, которые установлены непосредственно заключенным, нотариально заверенным соглашением
В статье 120 СК РФ описаны исчерпывающие основания, которые являются обязательными для прекращение выплаты алиментов на ребенка, к ним относятся:
Достижение ребенком совершеннолетия, либо же признание ребенка по решению суда в полном объеме дееспособным (в случае вступления в официальный брак лица, не достигшего 18 лет);
Усыновление или удочерения совместного ребенка другим лицом. В связи с тем, что после проведения процедуры усыновления, права усыновителей приравниваются в правах и обязанностях к родителям по происхождению [29, C.194].
Заявление о прекращении взыскания алиментовнеобходимо подавать судебному приставу. В случае если присутствуют вышеописанные основания, производство не исполняется и в связи с изложенными обстоятельствами прекращается, что подразумевает в принудительном порядке прекращение исполнения решения суда, а именно может быть отменен арест на имущество и других ограничений.
К судебному приставу с заявлением о прекращение выплаты алиментов на ребенка необходимо обращаться в следующих случаях, когда суд:
вынес постановление, согласно которого прекращена уплата алиментов
принял отказ взыскателя от плательщика
утвердил мировое соглашение
отменил постановления о взыскании алиментов, на основании которого открыто исполнительное производство
Кроме того исполнительное производство может быть прекращено в случае объявления в розыск должника. В случае, если отсутствует информация о месте проживания должника, судебный пристав сотрудничает с органами внутренних дел, которые помогают установить место проживания плательщика и объявляет его в розыск. На это время исполнительное производство прекращается до момента установления местонахождения должника.
Плательщику необходимо подать в суд заявление в тот район, где совершается исполнение судебного постановления судебным приставом.
При подачи такого заявление госпошлина не оплачивается.
В соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан рассмотреть такого рода заявление в течении десяти дней со дня его подачи.
В судебный зал для рассмотрения указанного дела в назначенное в судебной повестке дату и время приглашаются все стороны дела, а именно взыскатель, плательщик, судебный пристав — исполнитель, но их явка совсем не обязательна [26, C. 261].
Поэтому, суд может принять решение по заявлению в судебном процессе без участия вышеуказанных лиц.
Суд, рассмотрев заявление вынесет определение. Сторона, которая возможно не согласна с решением суда, имеет право обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию путем подачи частной жалобы. Срок обжалования определения суда составляет 15 дней, с даты вынесения решения.
Предложения по совершенствованию исполнительного законодательства в плане взыскания алиментов
Защита прав и законных интересов детей является первостепенной задачей государства, поэтому введение и применение временного ограничения права должника на управление транспортным средством в случае неисполнения им обязательств в отношении ребенка является своевременным и действенным, в том числе учитывая широкое использование гражданами Российской Федерации личного автотранспорта. Международный опыт допускает применение в отношении злостного должника мер в виде ограничения предоставленных ему неимущественных прав, в том числе права на управление транспортным средством.
В рамках проекта Европейского союза и Российской Федерации "Повышение эффективности исполнения судебных решений в Российской Федерации" зарубежными экспертами проведен мониторинг европейского законодательства по ограничению специальных прав должника.
Из представленных экспертами отчетов следует, что ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Данный институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши, Великобритании, Финляндии и ряда других стран. По указанным причинам Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддержал концепцию законопроекта о временном ограничении права должника на управление транспортным средством.
Тем не менее в законодательстве России на сегодняшний день уже успешно практикуется норма права, ограничивающая должника: временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации. В 2013 году УФССП России по Красноярскому краю было вынесено 12 022 постановления о временном ограничении права должников на выезд из Российской Федерации. Эти постановления послужили понуждением должников к исполнению требований 142 исполнительных документов о взыскании алиментов на общую сумму 17 605 тыс. руб.
Таким образом, временное ограничение права должника на управление транспортным средством будет являться эффективным методом принудительного взыскания алиментов.
Ранее отмечалось, что человек, имея ежедневные потребности, не может не получать какой-либо доход, и потому на законодательном уровне следует разработать механизм установления и (или) розыска источника реальных доходов должников по алиментам с последующим предоставлением права судебному приставу-исполнителю составлять протокол об административном правонарушении в отношении работодателя за нарушения законодательства о труде, в частности за трудоустройство должника без юридического оформления.
Общий порядок заключения трудового договора закреплен в разделе III ТК РФ. Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или уполномоченного на это его представителя.
При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня его фактического допущения к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, - не позднее 3 рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми, если иное не установлено судом.
Исходя из изложенного, должник, обязанный к уплате алиментов и осуществляющий трудовую деятельность в организации, должен быть оформлен на работу. В соответствии со ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Необходимость расширения административной юрисдикции судебных приставов-исполнителей обусловлена тем, что в случае выявления административного правонарушения они направляют уведомление в инспекцию труда, но до проведения должностными лицами Государственной инспекции труда фактической проверки работодателя появляется временной промежуток, позволяющий работодателю принять меры по уклонению от административной ответственности.
В этой связи следует внести изменения в п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах".
Дополнить п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ словами "частями 1 и 2 статьи 5.27", изложив его в следующей редакции:
"77) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35, частями 1 и 2 статьи 5.27, статьями 17.3 - 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 3 статьи 20.2.2, частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса".
Часть 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве дополнить п. 16.2, изложив его в следующей редакции: "16.2) по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель для установления места работы должника имеет право проводить проверку бухгалтерской и иной документации работодателя.
При проведении такой проверки организация или иное лицо обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
Часть 2 ст. 12 Закона о судебных приставах дополнить абзацем в следующей редакции – «проводить в организации или у иного лица проверку бухгалтерской и иной документации для установления места работы должника по исполнительному производству».
Заключение
Подводя итог проведенного исследования по теме курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Анализ норм СК РФ, показал, что правовые нормы, регламентирующие алиментные обязательства родителей и детей, несовершенны и нуждаются в обсуждении и последующей корректировке с позиций соответствия их современным реалиям.
Две составляющие обозначают проблемные зоны споров о взыскании алиментов: проблему доказывания реального размера взыскиваемых алиментов и само взыскание (как в случаях собственно уклонения, так и в случаях, когда должник не имеет постоянного дохода).
В соответствии со ст.117 СК РФ в случае увеличения минимального размера оплаты труда алименты, установленные в твердой денежной сумме, подлежат индексации. Однако официальная методика расчета индексации алиментов отсутствует, что вызывает вопросы на практике.
При установлении размера алиментов в твердой денежной сумме для того, чтобы в дальнейшем при инфляции каждый раз не изменять их размер в судебном порядке, он определяется в кратном количестве минимальных размеров оплаты труда.
Соответственно, при изменении МРОТ производится индексация алиментов. В действующем законодательстве понятие «индексация», как и понятие «индексация алиментов», отсутствует. Пробелы законодательства заполняет судебная практика.
Также, необходимо отметить, что СК РФ не устанавливает минимальный размер алиментов. Происходит такое в виду того, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок. В связи с этим возникает вопрос, если обязанность родителей по содержанию детей закреплена в столь серьезных юридических документах, то должен быть и механизм реализации этих обязанностей, ведь непременно найдутся такие родители, которым очень понравится роль «кукушки», прикрывающейся правами человека. Заставить работать – нельзя. Тогда какие же неблагоприятные последствия следует установить в законе для лиц, не желающих содержать своих детей? Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей. Парадокс заключается в том, что по действующему законодательству таких родителей даже нельзя лишить родительских прав.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей без уважительных причин от выполнения своих обязанностей перед детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст.69 СК РФ следует исключить.
Поскольку материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 Конституции РФ), государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов. Например, минимальный размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка должен составлять два или три минимальных размера оплаты труда. Это будет соответствовать и содержанию ст. 3, 5, 6, 18 и др., и Конвенции о правах ребенка. И если родители без уважительных причин будут отказываться от работы или будут выполнять настолько низкооплачиваемые работы, что данный минимум не будет соблюдаться, они должны лишаться своих родительских прав. Соответствующий гарантийный минимум средств в этом случае должен выплачиваться государством, к примеру, из «алиментного фонда», который имеют некоторые государства, и который неплохо было бы создать в России. Безусловно, речь идет о невыплате алиментов на содержание ребенка без уважительных причин длительный период времени (от шести месяцев и более).
Также, п.2 ст.1099 ГК РФ устанавливает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина (алиментные права имеют имущественный характер), подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Но СК РФ, к сожалению, не предусматривает такой возможности.
Целесообразно включить в СК РФ норму, которая бы предусматривала выплату компенсации морального вреда получателю алиментов в случае уклонения от уплаты алиментов лица, обязанного предоставлять материальное содержание.
Анализируя меры имущественной ответственности за неправомерное поведение плательщика алиментов, видно, что они совпадают с основными мерами гражданско-правовой ответственности – уплатой неустойки, возмещением убытков. Однако на практике далеко не всегда есть возможность реального осуществления принудительного взыскания алиментов, не говоря уже об уплате неустойки и возмещении убытков.
Перечисленные вопросы являются далеко не единственными проблемами, связанными со взысканием алиментов. Речь может идти о взыскании задолженности по алиментам, о взыскании алиментов в долях заработка и пр. Однако, большинство возникающих сложных ситуаций обусловлены несоответствием обновленных норм материального и устаревших «морально» норм процессуального законодательства.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изменениями от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, N 17, ст.1472.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, 21.01.2009, №7.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, Ст.4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 17.01.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013) // Парламентская газета, 05.01.2002, N 2-5.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета, 06.08.1998, N 148-149.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.2954.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст.410.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Российская газета, 27.01.1996, N 17.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013) // Российская газета, 08.12.1994, N 238-239.
10. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ // Российская газета, 09.12.2011, N 278.
11. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, Ст.4849.
12. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета, 21.06.2000, N 118.
13. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013) // Российская газета, 30.06.1999, N 121.
14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Российская газета, 05.08.1998, N 147.
15. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012) // Российская газета, 05.08.1997, N 149.
16. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Российская газета, 22.08.1996, N 159.
17. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (ред. от 17.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.07.1996, № 31, Ст.3743.
18. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (ред. от 04.09.2012) // Российская газета, 30.03.2001, № 63.
19. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (ред. от 22.12.1994) // Ведомости ВС РСФСР, 1969, N 32, ст.1397 (утратил силу).
20. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (ред. от 16.09.1918) // Сборник узаконений и распоряжений РСФСР, 1978, N 76-77, ст. 818. (утратил силу).
Специальная и научная литература
21. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е изд. - М., 2014. – 450 с.
22. Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
23. Вставская И.М., Савченко С.А. Исполнительное производство: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. - 232 с.
24. Гойхбарг А.Г. Брачное, семейное, опекунское право в РФ / А.Г. Гойхбарг. - М., 2010. - 120 с.
25. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / Д.Д. Гримм. - М., 2003. - 496 с.
26. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. // М.: Бератор, 2014. – 510 с.
27. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.:Юристъ, 2010. – 165 с.
28. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. - М.:Статут, 2013. - 622 с.
29. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2014. - 688 с.
30. Русская Правда // Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П. Титов. - М., 2011. - 554 с.
31. Тихомирова Л.В. Алименты: практическое пособие. – «Тихомирова М.Ю.», 2014. - 235 с.