Нормативные акты банка России

Нормативные акты Банка России регулируют денежную систему, банковские операции и некоторые другие вопросы, которые, так или иначе, затрагивают права и законные интересы физических лиц, организаций и государства.

Банк России издает сотни нормативных актов. В них много технических и технологических норм, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и нахождение нужных правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами.

Банковская деятельность регулируется не любыми из известных юристам нормативных актов. Тем более она не регулируется никакими иными подзаконными актами, кроме как нормативными актами Банка России. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как это закреплено в ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". А там, в части 2 ст. 2 этого Федерального закона говорится, что банковская деятельность регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Нормативные акты Банка России сделки не регулируют. Они регулируют только банковские операции[5].

В ч. 4 статьи 7 Федерального закона «О ЦБ РФ» указывается: "Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В данном случае имеется в виду Постановление Правительства РФ.

В Федеральном законе (ч. 3 ст. 7) сказано, что "нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка

России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы".

В Федеральном законе прямо сказано, что Банк России должен принимать нормативные акты в соответствии со своей компетенцией.

Еще один момент. Можно видимо оспорить нормативный акт, который касается совершенствования банковской системы, если перед этим вопрос, который составляет предмет этого акта, не рассматривался Национальным банковским советом. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы - это один из пунктов его компетенции.

Федеральный закон наделил большими полномочиями Комитет банковского надзора в Банке России. Надо иметь в виду, что Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации.

В частности, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством Российской Федерации, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

В его компетенцию входит рассмотрение вопросов, которые связанны с осуществлением:

регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

отдельных функций Бана России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Конкретные полномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России. Но поскольку он принял Положение "О Комитете банковского надзора Банка России", то, его нужно соблюдать[6].

[1] Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

[2] Там же.

[3] ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 10.07.2002 3 86 – ФЗ.

[4] ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 10.07.2002 3 86 – ФЗ.

[5] ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 10.07.2002 3 86 – ФЗ.

[6] Положение «О Комитете банковского надзора Банка России» от 10.08.2004 № 21.

Наши рекомендации