Освоения дисциплины (модуля)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Ивановский филиал

Кафедра гуманитарных и правовых дисциплин

Утверждаю: директор ИФ РГТЭУ

______________ Н.Т. Арефьева

«____ »______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «Государственная система правоохранительных органов»

Направление подготовки по специальности 38.05.01

«Экономическая безопасность»

Специализация

«Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

Форма обучения заочная

Иваново 2016

Содержание

1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Цели освоения дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является профессионально-компетентностная подготовка студентов, в том числе:

— формирование и расширение знаний об устройстве, принципах организации и функционирования судебной системы РФ;

— формирование и расширение знаний об организации и деятельности правоохранительных органов в РФ;

— приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, а также решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности судов и правоохранительных органов.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Правоохранительные органы» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин ООП.

Дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Для ее изучения необходимы знания и навыки, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить представление обо всех государственных и иных органах (организациях), осуществляющих правосудие, правоохранительную или иную юридическую деятельность: судах, прокуратуре, органах предварительного расследования, адвокатуре и других, о выполняемых ими функциях и их организации (устройстве). Студент обязан знать место каждого из них в системе этих органов (организаций), а также понятие и разграничение их функций и полномочий. Таким образом, дисциплина «Правоохранительные органы» является общей базой для всех последующих профессиональных дисциплин.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- сущность и содержание базовых понятий, категорий и институтов, характеризующих организацию и деятельность государственных органов и негосударственных учреждений, осуществляющих охрану права;

- содержание, признаки, цели и задачи, основные направления (функции) правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

- систему, структуру, задачи, принципы и организационные начала деятельности, полномочия и функции различных правоохранительных органов;

- основные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов;

уметь:

- разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;

- определять направления и формы взаимодействия различных правоохранительных органов, выполняющих, схожие правоохранительные функции;

- ориентироваться в системе основных законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов;

владеть:

- юридической терминологией в объеме, достаточном для восприятия исходных положений дисциплин базой части профессионального цикла;

- общими навыками работы с основными правовыми актами, регламентирующими организацию и деятельность правоохранительных органов.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108часов.

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические, Семинары Самост. работа
1. 1. Понятие, признаки, система, функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательные источники курса «Правоохранительные органы» тестирование, опрос
2. 2. Судебная власть и судебная система в Российской Федерации. Принципы правосудия. Правовой статус судей тестирование, опрос
3. 3. Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. тестирование, опрос
4. 4. Суды общей юрисдикции тестирование, опрос
5. 5. Арбитражные суды тестирование, опрос
6. 6. Прокуратура Российской Федерации тестирование, опрос
7. 7. Органы внутренних дел и органы безопасности Российской Федерации тестирование, опрос
8. 8. Органы предварительного следствия и дознания - тестирование, опрос
9. 9. Министерство юстиции Российской Федерации. Федеральная служба судебных приставов. Федеральная служба исполнения наказаний тестирование, опрос
10. 10. Негосударственные органы и организации, осуществляющие правоохранительные функции: адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные предприятия. - - эссе
Итого: 108 часов   Контрольная работа зачет

1. Понятие, признаки и система правоохранительных органов
Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.
Законодательные источники курса «Правоохранительные органы»

Понятие, цели, задачи и основные признаки правоохранительной деятельности. Направления (функции) правоохранительной деятельности. Соотношение конституционного контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, предупреждения правонарушений, выявления и расследования преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности страны, оказания правовой помощи.

Понятие и признаки правоохранительных органов. Система и общая характеристика государственных органов и негосударственных учреждений, осуществляющих охрану права. Взаимодействие с международными правоохранительными органами.

Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Его соотношение с другими юридическими дисциплинами - конституционным правом, административным правом, уголовным процессом, гражданским процессом, арбитражным процессом, прокурорским надзором, адвокатурой и др.

Общая характеристика правовых актов о правоохранительных органах. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их по содержанию: акты общего характера; о судебной власти, правосудии и судах; об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; об органах, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка; об организации выявления и расследования преступлений; об организации юридической помощи. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; конституции (уставы) субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты Президента РФ и Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств. Постановления Конституционного Суда РФ, разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, их значение для организации и деятельности правоохранительных органов. Характеристика основных положений международных правовых актов, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов.

Источники официального опубликования правовых актов о правоохранительных органах.

Наши рекомендации