Критические аргументы исторической школы в адрес естественно-правовой школы
1. естественно-правовая школа занимается правом, которого нет в жизни. Не имеет истории. Следовательно, см. сл. пункт:
2. естественное право обладает субъективностью. Следовательно, естественное право не может претендовать на универсальность.
3. Естественное право относительно. В нем есть что-то постоянное, но естественная школа абсолютизировала это, что неверно.
4. Антиисторизм.
Близость естественной школы и этатизма:
И там, и там содержание права определяется индивидуальным произволом. Общая вера во всемогущего законодателя (представители естественно-правового подхода полагали что необходимо отменить все исторически сложившееся право как несовершенное, неразумное, как противоположное естественному).
Главный источник развития права – дух народа. Законодатель не должен вмешиваться в процесс исторического развития права, не должен прерывать правовую традицию. Законодатель – чуткий наблюдатель процесса исторического развития права. не должен создавать новое, только обобщать коллективно-правовой опыт нации.
· Неизменность естественного права историческая школа противопоставляла исторической изменчивости реально существующего права.
· Универсальность естественного права историческая школа права противопоставляла относительности права, созданного духом народа.
· Произвольному законодательному вмешательству историческая школа противопоставляла непрерывность правовой традиции конкретного народа.
· Рационализму историческая школа права противопоставляла исторический метод.
XIX век – естественно-правовая школа в упадке. Ой.
Юридический позитивизм
Предпосылки его формирования:
1. Формировался в Западной Европе в абсолютических государствах XVI-XVII веков.
2. XIX век – кодификация национальных законодательств. Государство является единственным монополистом в создании права.
Легистская традиция правопонимания – право создания государства. Надо отличать от юридического позитивизма + не имеет собственного метода.
Юридический позитивизм возник в первой половине XIX века когда у него появилась собственная методология исследования права. В его основе лежит философский позитивизм (он стал методологической основой формирования юридического позитивизма).
Философский позитивизм: Огюст Конт, 30-е годы XIX века.
Образцом научного знания является естественная наука. Научное знание – знание опытное, эмпирическое. Отказ от использования знаний, которые не получены опытным путем. Конт полагал, что человеческий разум неспособен проникать в сущность вещей, не может претендовать на раскрытие сущности явлений. Разум должен заниматься наблюдением, описанием и систематизацией явлений.
Юридический позитивизм:
· Формировался как противоположность естественно-правовому подходу (главное отличие – метод). Рационалистический и опытный – индуктивный (индуктивный метод = догматический метод).
· Опытным материалом были установлены государством нормы права.
Право с точки зрения юридического позитивизма есть совокупность норм, установленных государством, и защищенных государственным принуждением.
Признаки права с т.з. юридического позитивизма:
1. Формальная определенность (нормы права существуют в установленных государством формах (закон)).
2. Принудительный характер (без принуждения права не существует).
Сторонники – И. Бентам, Дж. Остин, К. Бергмон, Шершеневич.
По Ленину: право – возведенная в закон воля государства.
Теория права строится как догма права. Предмет теории права сужается до знаний, установленных в государственных нормах.
Метафизическое – не научное.
Теория права – наука опытная, описательная и систематизирующая. Естественнонаучный подход – не научный. Государство возникает до права, государство сообщает праву все необходимые ему свойства.