Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Пересмотр постановлений - это самостоятельная стадия производства по делам об административных правонарушениях, имеющая факультативный (необязательный) характер.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано как в административном (вышестоящему органу или должностному лицу), так и в судебном порядке субъектами, заинтересованными в исходе дела. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, а также последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам могут быть, кроме того, опротестованы прокурором. Примечательно, что протест прокурора подлежит рассмотрению в том же порядке, что и жалоба.
Теория административного права считает институт обжалования одной из важнейших гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в административно-юрисдикционных отношениях. Его главное целевое предназначение состоит в том, чтобы обеспечить:
1) право лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной юрисдикции;
2) законность и обоснованность решений, принятых в ходе производства по делу.
О.В. Панкова отмечает: «Институт судебного обжалования функционирует в рамках стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, правовую основу которой составляют положения главы 30 КоАП РФ. Предусмотренные в ней правила рассмотрения жалоб на постановления и решения по таким делам являются общими для всех субъектов административной юрисдикции, за исключением судей арбитражных судов, которые в данном случае руководствуются положениями АПК РФ»[6].
Итак, постановления и решения могут быть пересмотрены путем подачи жалобы заинтересованными в исходе дела лицами.
Предметомжалобы являются: постановление по делу об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ), а также решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Субъекты, обладающие правом подачи жалобы, указаны ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, к ним законодатель отнес:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу;
- потерпевших;
- законных представителей физических и юридических лиц;
- защитников и представителей.
Кроме того, в силу ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Этими лицами может быть обжаловано постановление, вынесенное сотрудником органа внутренних дел в вышестоящий орган внутренних дел, вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган внутренних дел или вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене, изменении или оставлении в силе ранее принятого решения по жалобе или постановления (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции должностного лица органа внутренних дел, жалоба в течение трех сутокнаправляется на рассмотрение по подведомственности.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу. В случае пропуска данного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, установленный срок может быть восстановлен должностным лицом органа внутренних дел, правомочным рассматривать данную жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ст. 30.3 КоАП РФ). Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Одним из важных этапов рассматриваемой стадии производства по делу об административном правонарушении является подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.4 КоАП РФ).
При этом компетентные властвующие субъекты:
- выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным должностным лицом органа внутренних дел, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
- разрешают ходатайства и при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
- направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции должностного лица органа внутренних дел.
Для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно положению ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ установлен десятидневный сроксо дня ее поступления (регистрации) в орган внутренних дел или должностному лицу данного органа, правомочному рассматривать жалобу.
В соответствии с положением ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу рассматривается должностным лицом органа внутренних дел единолично. Порядок рассмотрения жалобы такой же, как и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делусогласно ст. 30.7 КоАП РФвыносится одно из решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу органа внутренних дел в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущее назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом органа внутренних дел. Если по результатам рассмотрения жалобы будет установлен факт нарушения подведомственности должностным лицом органа внутренних дел, то выносится решение об отмене постановления по делу и о направлении дела по подведомственности.
Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия вручается или высылается в трехдневный срок физическому лицу или его законному представителю, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Вынесенное решение, в свою очередь, также может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания, и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Основанием к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу, является последующая жалоба. Производство по следующим жалобам обладает теми же чертами, что и производство по рассмотрению жалобы на постановление[7].
На основании ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ.
Объектами протеста прокурора могут выступать вступившие в законную силу:
1) постановления по делам об административных правонарушениях;
2) решения по результатам рассмотрения жалоб;
3) решения по результатам рассмотрения протестов.
Правом принесения таких протестов обладают прокуроры субъектов РФ, их заместители, Генеральный прокурор РФ, его заместители.
[1] Цуканов Н.Н. Указ. соч. - С. 149.
[2] Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Указ. соч. - С. 79.
[3] Там же. - С. 79 - 80.
[4] См.: Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 //Рос. газ. - 11 июля.
[5] Например, А.Ю. Якимов предлагает распространить обязанность вести протокол рассмотрения дела об административном правонарушении на всех без исключения субъектов административно-деликтной юрисдикции. См.: Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: монография. - М.: Проспект, 1999. - С. 157.
[6] Панкова О.В. Указ. соч. - С. 191.
[7] См.: Административно-процессуальное право: курс лекций / под ред. И.Ш. Килясханова. - М.: Юнити-Дана, 2004. - С. 339.