Еорганизация юридического лица: основания и порядок.
В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты - юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.
Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.
Реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).
Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.
Реорганизация юридического лица может рассматриваться:
- в качестве сделки;
- как акт правопреемства и представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, договор присоединения или слияния).
В отсутствие законодательного закрепления понятия "реорганизация" представляется возможным сформулировать следующее ее определение.
Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.
Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):
· по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
· по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).
Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:
1. добровольную
2. принудительную.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;
- содержат общие положения о реорганизации;
- определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
- регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
- устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.
ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:
1. слияние;
2. присоединение;
3. разделение;
4. выделение;
5. преобразование.
Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:
1. Федеральный закон от 14 ноября 2002г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
3. Федеральный закон от 8 мая 1996г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
4. Федеральный закон от 26 декабря 1995г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
5. Федеральный закон от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и т.д.
Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
3.Заключение договора.
Для того чтобы договор породил права и обязанности сторон, он должен быть заключен, т.е. стороны должны достигнуть соглашения по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Заключение каждого договора начинается с того, что одна из сторон обращается к другой стороне с предложением (офертой) о его заключении. Другая сторона принимает (акцептует) это предложение. Если она выдвигает иные условия, это означает отказ от первоначального предложения и в то же время новое предложение; первоначальные оферент и акцептант как бы меняются ролями.
Однако не любое предложение вступить в договор может быть признано офертой. Чтобы отвечать свойствам оферты, оно должно быть, во-первых, достаточно определенным и, во-вторых, выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК РФ).
Предложение вступить в договор может быть обращено не только к определенному лицу или к определенному кругу лиц, но и быть адресованным неопределенному кругу лиц. Такого рода оферту именуют «публичной офертой». Чтобы быть признанной в качестве таковой, она должна содержать все существенные условия договора и из нее должна усматриваться воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в оферте условиях с любым, кто отзовется на его предложение (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Чаще всего публичная оферта имеет место в тех случаях, когда предложение заключить договор доводится до сведения публики посредством объявлений, афиш, торговых каталогов, рекламной, маркетинговой деятельности и т.п. Однако точно таким же способом может доводиться до публики и такое предложение вступить в договор (например, договор продажи), которое не обладает признаками оферты. В подобных предложениях имеет место не оферта, а предложение к офертам.
Именно так квалифицируются эти предложения в п. 1 ст. 437 ГК РФ: «Реклама и иные предложения, адресованные не определенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении».
Полученную адресатом оферту лицо, направившее ее, не вправе отозвать в течение срока, установленного для акцепта. Иное может быть оговорено в самой оферте либо вытекать из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ). При этом не всякое заявление или иное поведение адресата оферты (акцептанта), выражающее соглашение с офертой, признается акцептом. Так, молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон (п. 2 ст. 438 ГК РФ).
Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Ответ на оферту, содержащий, кроме согласия заключить договор, дополнения, ограничения, или иные изменения предложенных условий, считается отказом от акцепта и новой офертой (ст. 443 ГК). Из этого следует, что если оферент, получивший на свою оферту акцепт с оговорками, не выразит в четкой форме своего согласия на такие оговорки, то договора не существует.
Акцептом считаются и действия по выполнению указанных в оферте условий, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Подобные действия должны совершаться лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта. К их числу относятся отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей денежной суммы.
Адресат, желающий акцептовать полученную оферту, связан указанным в ней сроком; отправление акцепта после указанного в оферте срока ее действия не создает для оферента юридических последствий.
Получение акцепта с опозданием оценивается с учетом того, своевременно ли было отправлено извещение об акцепте. Это определяется на основе сопоставления момента отправления и момента получения оферты. Моментом отправления акцепта следует считать дату, указанную на почтовом штемпеле, дату и время, указанные в телеграмме, либо дату и время, обозначенные в полученных сообщениях.
Акцепт, направленный своевременно, но полученный с опозданием, не признается опоздавшим, если оферент немедленно не уведомит акцептанта о получении акцепта с опозданием (ч. 1 ст. 442 ГК РФ). Другими словами, молчание оферента, получившего акцепт с опозданием, понимается как принятие акцепта.
Если оферент, получивший извещение об акцепте с опозданием, немедленно известит акцептанта о принятии акцепта, договор считается заключенным (ч. 2 ст. 442 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность заключения договора на торгах (ст. 447—449). Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Предметом торгов могут быть вещи или права. Договор на торгах может заключаться как по воле сторон, так и в случаях, прямо указанных в законе. На торгах, в частности, реализуется заложенное имущество.
В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель имущественного права или специализированные организации. Последние действуют на основании специального договора с собственником (обладателем права). Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого права, если иное не предусмотрено законом. Выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором, предложило лучшие условия, а выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытых аукционах и конкурсах допускается участие любого лица, в закрытых — участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Извещение о проведении торгов, если иное не установлено законом, должно быть сделано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Оно должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом проведения торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставленный для этого срок. Организатор торгов, если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса — не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. Если указанные сроки были нарушены, организатор торгов должен возместить участникам реальный ущерб. Что касается организатора закрытого конкурса или аукциона, то он обязан возместить приглашенным участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
Закон возлагает на участников торгов обязанность внесения задатка в размере, сроки и порядке, которые указываются в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату, он возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязанности по заключенному договору.
Список литературы:
1. Гатин А.М. Гражданское право/А.М. Гатин. – М.: Дашков и К, 2009.
2. Гражданское право / Под ред. А И. Калпина, А И. Масляева. – М.: Проспект, 2011.
3. Гражданское право: т. 1. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
4. Гражданское право. Том 1/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 2011.
5. Гражданское право: учебник для вузов. Часть первая / Под ред. Т.И. Илларионова. – М.: ИНФРА-М, 2008.