Семинарские (практические) занятия
Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной и очной формы обучения следующих видов семинаров и (или) их сочетания:
— применительно к каждой теме семинарского занятия может использоваться вопросно-ответный вид семинаров;
— развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара;
— выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением;
— система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления;
— решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
— контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;
— составление процессуальных документов направленных на отработку навыка применения норм права;
— семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них;
— проведение модельных судебных заседаний, моделирование отдельных следственных действий, направленных на отработку навыков применения норм права.
Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах в учебном процессе, составляет не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).
Студенты к каждому семинарскому занятию может самостоятельно выбрать тему для написания реферата, доклада, эссе, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Рекомендации по темам семинаров:
Семинарское занятие № 1. Тема: Понятие доказательства в уголовном процессе
Вопросы:
1. Понятие доказательств.
2. Свойства доказательств: допустимость, относимость, достоверность и достаточность доказательств.
3. Недопустимые доказательства.
4. Общие положения проверки допустимости доказательств.
5. Асимметрия правил допустимости доказательств.
6. Возможность фактического восполнения «ущербного» доказательства.
7. Общие принципы построения и система правил проверки допустимости доказательств.
8. Классификация доказательств.
9. Особенности использования косвенных доказательств.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо помнить, что само понятие доказательств в уголовном судопроизводстве представляет собой единство формы и содержания, студентам необходимо объяснить это научное высказывание и привести примеры формы и содержания доказательств. Особое внимание следует уделить вопросу «недопустимые доказательства», раскрыть критерии признания доказательств недопустимыми. Кроме того, при рассмотрении вопроса «Асимметрия правил допустимости доказательств» необходимо изучить судебную практику Верховного Суда РФ и Челябинского областного суда. При рассмотрении вопроса о классификации доказательств, необходимо помнить, что она приведена не только в Уголовно-процессуальном кодексе, но и в теории уголовно-процессуального права разработано множество классификаций, в основания которых положены: предмет доказывания, источники и их особенности.
Семинарское занятие № 2. Тема: Особенности собирания, проверки и оценки доказательств на отдельных стадиях уголовного судопроизводства[1]
Вопросы:
1. Понятия процесса доказывания.
2. Понятие и значение собирания доказательств.
3. Способы и методы собирания доказательств.
4. Субъекты доказывания.
5. Собирание доказательств защитником.
6. Участие в доказывании обвиняемого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
7. Понятие проверки и оценки доказательств.
Семинар будет поделен на 2 части, каждая из которых будет длиться 45 минут.
Впервой части время семинара студенты будут поделены на 3 группы. Каждая группа работает отдельно, наглядно демонстрируя после предварительной подготовке предложенный вариант собирания доказательств. После показа процессуальной ситуации студентам будет предложено озвучить, что получилось, а что нет в конкретной процессуальной ситуации, а также участникам, подготовившим процессуальную ситуацию, будет предложено поделиться тем, с какими трудностями они столкнулись при подготовке к выполнению задания.
Задание для группы № 1: провести опознание потерпевшей лица, подозреваемого в разбойном нападении.
Задание для группы № 2: на основании судебного решения провести обыск в жилище подозреваемого в совершении разбойного нападения, во время которого будет обнаружено орудие преступления.
Задание для группы № 3: привести проверку показаний потерпевшей в связи с совершением на нее разбойного нападения в подъезде жилого дома.
Вторая часть семинара состоит из разрешения студентами сложных вопросов по порядку собирания и приобщения доказательств к материалам уголовного дела. На обсуждение будут предложены следующие вопросы:
1. Какие действия обязан произвести следователь, если к нему поступил рапорт сотрудников ОУР о проведении контрольной закупке героина, представлении результатов ОРД следователю с целью возбуждения уголовного дела. Являются ли результаты ОРД в данном случае (акт досмотра, отношение, пакет с героином, объяснения, постановление о производстве контрольной закупке, акт пометки денежных купюры, денежные купюры) доказательствами по уголовному делу.
2. Защитник с ходатайством о приобщении к материалам уголовного дела представил объяснения от 2-х граждан, которые подтвердили алиби подозреваемого. Являются ли представленные объяснения доказательствами? Какие действия должен произвести следователь по разрешению ходатайства защитника?
3. В судебное заседание не является допрошенный в ходе предварительного расследования свидетель в связи с тем, что он изменил место жительства. Могут ли быть оглашены его показания? Кто должен заявлять ходатайства об оглашении показаний? Как суд на основании закона обязан разрешить данное ходатайство? Являются ли оглашенные показания свидетеля доказательствами?
Семинарское занятие № 3. Тема: Показания участников уголовного судопроизводства как вид доказательств по уголовным делам
Вопросы:
1. Понятие показаний и их место среди иных источников доказательств. Виды показаний.
2. Общие свойства показаний свидетеля, потерпевшего, отличающие их от других источников доказательств. Понятие и значение показаний свидетеля, потерпевшего.
3. Общие свойства показаний подозреваемого, обвиняемого, отличающие их от других источников доказательств. Понятие и значение показаний подозреваемого, обвиняемого.
4. Вопросы применения ст. 51 Конституции РФ при получении показаний у участников уголовного судопроизводства.
5. Понятие свидетельского иммунитета и привилегий. Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля.
6. Оценка показаний свидетеля и потерпевшего.
7. Особенности оценки показаний обвиняемого и подозреваемого. Юридическое значение признания обвиняемым своей вины.
При подготовке к семинарскому занятию особое внимание студентам необходимо обратить на то, что показания участников уголовного судопроизводства могут быть получены исключительно путем производства двух следственных действий – это допрос и очная ставка. При получении показаний подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления необходимо помнить, что для того, чтобы их показания были признаны допустимыми доказательствами в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу должно быть обеспечено право на защиту, которое включает в себя множество аспектов и особенностей. Студентам необходимо изучить практику Верховного Суда РФ, Челябинского областного суда и городских и районных судов Челябинской области по вопросу признания показаний участников судопроизводства недопустимыми доказательствами. Кроме того, нужно ознакомиться с практикой вышеперечисленных судов по вопросу особенностей оглашения полученных ранее показаний участников уголовного судопроизводства в ходе судебного следствия.
Семинарское занятие № 3. Тема: Заключение и показания эксперта и специалиста
Вопросы:
1. Понятие заключения и показания эксперта и специалиста.
2. Заключение эксперта и его особенности как вида доказательств.
3. Эксперт, его права и обязанности, отличия от свидетеля и специалиста.
4. Предмет экспертизы. Обстоятельства, для исследования которых назначается экспертиза.
5. Характер вопросов, ставящихся на разрешение эксперта.
6. Процессуальный порядок назначения экспертизы.
7. Комиссионная, комплексная, повторная и дополнительная экспертизы.
8. Содержание и форма заключения эксперта.
9. Проверка и оценка заключения эксперта. Категорическое и вероятное заключение.
10. Допрос эксперта.
11. Заключение специалиста: понятие и значение.
12. Показания специалиста.
13. Соотношение понятий «эксперт» и «специалист».
При подготовке к данному семинарскому занятию особое внимание следует обратить на то, что заключение эксперта не может быть заменено заключением специалиста при определении круга обстоятельств, перечисленных в ст. 196 УПК РФ, данный перечень не является исчерпывающим. Необходимо выявить отличия заключения эксперта и заключения специалиста по их форме, содержанию, оценке в решениях судов и в ходе расследования уголовных дел. Студентам необходимо знать: чем отличаются категоричные и вероятностные выводы экспертов и специалистов, особенности их оценки судом первой и апелляционной инстанции. Кроме того, студентам необходимо изучить судебную практику Верховного Суда РФ, Челябинского областного суда, районных и городских судов Челябинской области по вопросу признания заключения эксперта недопустимым доказательством.
Темы докладов:
1. Особенности формы и содержания заключения эксперта при проведении комплексной или комиссионной экспертизы.
2. Критерии допустимости заключения эксперта.
3. Проблемы признания заключения эксперта недопустимым доказательством (на примерах судебной практике).
4. Особенности оценки заключения специалиста в суде (на примерах судебной практике)
Семинарское занятие № 3. Тема: Вещественные доказательства. Использование в доказывании документов[2]
Вопросы:
1. Понятие и значение вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
2. Особенности собирания вещественных доказательств.
3. Особенности хранения вещественных доказательств.
4. Решение о судьбе вещественных доказательств при постановлении приговора, определения или постановления о прекращении дела.
5. Документы: понятие, значение и виды документов.
6. Протоколы следственных и судебных действий как вид доказательств и их специфические особенности.
7. Акты ревизий, документальных проверок и иные документы.
8. Документы, полученные в ходе оперативно-розыскной и административной деятельности.
9. Процессуальный порядок собирания и проверки документов.
10. Процессуальный порядок применения технических средств фиксации следственных действий и их результатов: фотосъемки, кинозаписи, чертежей, звукозаписи, видеозаписи и др.
Работа на данном семинаре будет построена с помощью работы докладчиков и содокладчиков, а после проведения доклада обсуждение наиболее проблемных вопросов. Наиболее проблемные вопросы приведены после каждого доклада. Студентам будет предложено высказать свое мнение и аргументировать его. В конце семинара будут подведены итоги.