Черты классической науки в естественно-правовом подходе
P.S. Последовательность тем может оказаться не соответствующей той, которую дали преподаватели. Вообще мне все равно. Кому надо тот сам разберется.
Тема 1. Типы правопонимания
Тип правопонимания – совокупность правовых теорий, сходным образом раскрывающих сущность права, а также его связь с человеком, обществом, государством (В.С. Нерсесянц).
Классификация типов:
1. Классические типы
a. Естественно-правовой подход (юснатурализм)
b. Юридический позитивизм
i. Этатизм
ii. Социологический подход
iii. Психологический подход
c. Историческая школа права
2. Неклассические типы
a. Возрожденное естественное право
b. Психологический подход
c. Социологический подход - если используются методы современной науки
d. Интегральный подход
Классификация типов по Нерсесянцу (тема соотношения права и закона):
1. Юридический тип – характерно различие права и закона (все типы кроме юридического позитивизма).
2. Легистский тип – право=закон, этатизм-юридический позитивизм.
Классические типы правопонимания
Естественно-правовой подход
Четыре этапа в развитии юснатурализма:
1. Античность
2. Средневековье классический и естественно- ____________________________________________________правовой подход
3. Индивидуалистический (рационалистический) – XVII век
4. Возрожденное естественное право – XIX-XX век, постклассический тип.
Античность.
Стоицизм.
Естественный закон рассматривается как некий универсальный космический принцип, которому подчинялись и люди, и боги, и звери. В римской юриспруденции – Ульпиан (дигесты), естественному праву природа научила всех живых существ, ибо оно присуще не только человеческому роду, но и является общим для всех животных. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, рождение детей, их воспитание.
Цицерон: «Мы не можем противостоять естественному закону, мы не можем изменить его. Этот закон универсален, то есть он один для Рима и Афин. Он один и для настоящего, и для будущего. Он неизменен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется естественному праву, отрицает самого себя и свою природу».
Естественное право – идеал для позитивного права. Естественное право всегда рассматривалось как критерий оценки позитивного права. Закон справедлив в той мере, насколько в нем отображен закон естественный.
Средневековье.
Схоластика (средневековая католическая философия – XVIII век, Фома Аквинский).
Апостол Павел: «Естественный закон есть закон, написанный даже в сердцах у язычников.»
Естественный закон – закон совести. Совесть есть в каждом человеке. Совесть – универсальное свойство человеческой природы.
Нормы естественного права извлекаются человеческим разумом из рассмотрения человеческой природы. Нормы естественного права вложены богом в человека.
Рационалистический этап.
Десакрализация (церковь утратила свой авторитет). Естественность естественного права понималась в трех смыслах:
1. Естественность означает, что это право не содержит ничего сверхестественного (Лейбниц, Гуго Гроций). «Естественное право настолько неизменно, что изменить его не может даже бог» - Гуго Гроций.
2. Означает разумность естественного права – право разума; источником естественного права является только человеческий разум. Юридические аксиомы подобны аксиомам физики и, особенно, геометрии. Они составляют содержание естественного права.
3. Термин «естественное» был призван подчеркнуть связи юриспруденции с естественными науками.
Черты классической науки в естественно-правовом подходе
1. Объективность естественного права уподобляется объективности природы (естественное право сущностно независимо от воли и сознания человека). Разум человека, формируя нормы естественного права, только открывает содержание, заложенное в природе человека.
2. Человеческий разум открывает подлинное естественное разумное право.
3. Естественное право – истинное право, коль скоро оно истинное, то оно обладает свойством универсальности (одинаково пригодно для всех времен и народов).