В. Вынесение акта применения права (правоприменительного акта)
Акт применения права – один из видов правовых актов. Он является официальным документом, изданным компетентным органом или должностным лицом по конкретному делу в отношении конкретного лица (лиц) на основе нормы права.
Акт применения права имеет общие черты с другими правовыми актами (юридическими документами): 1) письменную форму, 2) правовой характер – его содержание относится к сфере права, направлено на решение правовых вопросов, 3) юридическую силу – его должны признавать и исполнять все субъекты права, иначе последует санкции государства; 4) некоторые акты применения права имеют ту же форму (решения, постановления и др.) и структуру (деление на пункты), что и нормативные акты и акты толкования права; 5) обладают необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), отвечают установленным правилам и требованиям.
Акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов. Особенно это важно потому, что эти два вида документов могут иметь одинаковую форму и различаться только содержанием – таковы указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Отличия актов применения права в следующем: 1) не содержат в себе нормы права и поэтому не являются источником права; их назначение – применять нормы права в конкретных случаях; 2) имеют индивидуальный характер, относятся к конкретным лицам, которые названы в актах поименно; 3) выступают в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или отменяющих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; 4) осуществляют индивидуальное, а не нормативное правовое регулирование; 5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие.
Деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа (это касается большой группы правовых актов: указов и распоряжений Президента РФ и Президента РБ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и Правительства РБ, приказов и распоряжений руководителей органов власти и других организаций). Тем не менее, указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные документы относятся к актам реализации права.
Виды актов применения права.
1. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, решения, постановления, определения, приговора, протокола, резолюции, разрешения, акта о наложении штрафа, указания и т.д.
2. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:
- регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);
- охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора).
3. По функциям (цели принятия): а) кадровые – о назначении на должность и освобождении от нее); б) поощрительные – о награждениии поощрении); в) актыо взыскании – об объявлении замечания или выговора, о назначении иных взысканий); г)регистрационные акты – решение избирательной комиссии о регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи; д) конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации – к примеру, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц; е) о признании – решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; ж) разрешающие (разрешительные) акты – разрешение на временное проживание и вида на жительство; з) запрещающие (запретительные) акты – содержат запрет реализации права, носящий сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.), например, решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство.
4. По отраслевому признаку: конституционно-правовые (постановление Государственной Думы о дачи согласия на назначение Председателя Правительства) административно-правовые (постановление об административном правонарушении), трудовые (приказ об увольнении) и др.
5. По субъектам их издания – на акты а) законодательных органов (Постановление Совета Федерации о назначении судьи Верховного Суда), б) акты Президента РФ (ненормативные указы и все распоряжения), в) исполнительных органов (ненормативные постановления и все распоряжения Правительства РФ), г) федеральных министерств и служб, агентств, д) законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации; е) судебных органов (все акты судов, решающие конкретные дела: решения, определения, постановления, приговоры), ж) прокурорских (протест, представление, постановление, предостережение), з) следственных (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого, постановление о прекращении уголовного дела и др.), и) контрольных (представление и предписание Счетной палаты РФ); к) представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в Республике Башкортостан к ним относятся решения советов муниципальных образований, постановления и распоряжения председателей советов и глав администраций, имеющие индивидуальный характер); л) локальные акты (приказы о приеме на работу и увольнении, распоряжение декана о допуске студента к госэкзамену).
6. По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, это, соответственно, приказы ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).