Правопрнменительвые акты: понятие и виды. Общие и отличительные признаки правоприменительного акта н нормйтнвно-пртвового акта

По результатам правоприменения выносится акт применения права (АПП). Акт применения права - это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами!) это письменные акты - документы; 2) исходят от государства; 3) обладают юридической силой.

Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов (НПА): I) НПА содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального; обращены к конкретным липам, распространяются на конкретный случай. 2) НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а АПП - нет; АПП лишь реализует общие предписания НПА. Применяется на основе НПА. 3) АПП не являются формами права, рассчитаны на однократное применение. 4) АПП являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеет одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа.

В качестве решения АПП - это компетентный ответ, индивидуализкрованный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа АПП - это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия АПП - средство его формирования, объективации и документального удостоверения. В структуре АПП различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. По своим видовым особенностям АПП классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те, и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).

Классификация актов применения права:

1. По субъектам, осуществляющим применение права, АПП подразделяют па:

а) акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства (Президента);

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов федерации;

д) акты муниципальных органов;

е) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права):

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые.

3. По форме внешнего выражения:

а) акты-документы - указы, приговоры, решения, приказы (имеющие структуру вводную, описательную, мотивирующую и резолютивную часть);

б) акты-действия (словесные н конклюдентные).

4. По юридическому значению:

а) основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

б) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5. По функциям:

а) регулятивные (приказ повышения по службе);

б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

Эволюция понятия «государственное устройство» в русском юридическом зиянии (см. №34).

Аспекты формы государства

По вопросу о содержании понятия формы государства в отечественной юридической науке до 1917 года считалось, что в ее структуре имеете* два основных элемента - форма государственного устройства (или форма правления) и форма территориального устройства (единства) государства. Понятие «форма государственного устройства» предполагало смену положения верховного органа власти и принцип его отношений с другими центральными органами государства, а также принцип их формирования. Две основные формы государственного устройства - республика и монархия - считались производными от общей формы государства. Чичерин «Государственное устройство определяется строением верховной власти, которая является владычествующим элементом в государстве. Различное строение верховной власти составляет различие образов правления».

Понятие территориального устройства государства опосредовало принцип отношений между центральной и местной вдостыд-и их органами. Русские -ЮРИСТЫ XIX - начала ХХ^.-(ЙО территориальному устройству) соединенные и единые. Соединенные - в процессе длящихся отношении включали в свой состав не менее двух государств и имели правовой титул (международные союзы, оккупация, конфедерация, реальная уния (соединение двух государств), союзное государство или федерация).

Едиными государствами считались те, которые в своем составе не содержали каких-либо территориальных образований, где верховная власть имела бы ограничения.

В 50-х гг. выделили третий элемент формы государства - политический режим, характеризующий форму осуществления государственной власти. Отмечалось, что республике Советов в ходе ее развития были присущи в разные периоды режим военного коммунизма, режим НЭП, режим сплошной коллективизации н ликвидации кулачества как класса, режим чрезвычайного военного положения.

В годы Великой Отечественной Войны 194J-1945 гг. действовал политический режим «чрезвычайного военного положения», за нарушение которого можно было попасть под трибунал.

Политический режим постсталинизма в СССР характеризовался как политический режим общенародного государства, допускавший «расширение демократических прав н свобод трудящихся на прочной конституционной основе». 198,5 года «перестройка» экономической и общественно-политической жизни страны, по своей сути, явилась новой формой политического режима.

Следующий этап изменения формы политического режима в Российской Федерации связан с насильственной ликвидацией власти Советов осенью 1993 г. Принятие с использованием методов политического мошенничества Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. закрепило в стране новую форму правления, для которой подходит название - президентская монархия. Президент узурпировал осенью 1993 г. всю государственную власть в стране, и эту узурпацию закрепила Конституция от 12 декабря 1993 г.

Наши рекомендации