Методические указания по изучению
ДИСЦИПЛИНЫ
Приступая к изучению дисциплины «Правоохранительные органы», студенты должны прежде всего познакомиться с Рабочей программой данной учебной дисциплины, чтобы получить предварительное общее представление о ее предмете и системе, содержании, тематике аудиторных и самостоятельных занятий и последовательности изучения учебных вопросов. Важно познакомиться со списком рекомендуемых к изучению нормативных правовых актов, учебной, методической, монографической литературы. Данные списки систематизированы на обязательные по всему курсу и дополнительные применительно к соответствующим темам курса.
Содержание учебной дисциплины включает 14 тем, которые разбиты на 6 разделов, именуемых модулями. Первый раздел посвящен теоретическим и правовым основам организации судебной системы и правоохранительных органов Российской Федерации. При изучении данного раздела студенты знакомятся с основными понятиями, предметом и системой учебной дисциплины, а также с общей характеристикой соответствующих положений Конституции и федерального законодательства Российской Федерации, образующих правовую основу судебной системы и правоохранительных органов России.
Второй раздел (модуль) включает наибольшее четыре темы, которые посвященных судебной власти и органам судебной власти. В третьем разделе (модуле) студентам предстоит изучение правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью в оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных формах. В разделе (модуле) четвертом пять тем, посвященных федеральным органам государственной безопасности, таможенным органам, органам внутренних дел, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органам юстиции, которые несут главную ответственность за организацию и непосредственное осуществление борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
Учебная дисциплина изучает также организации, которые, не являясь государственными правоохранительными органами, тем не менее выполняют соответствующие правоохранительные функции либо способствуют их осуществлению. Им посвящен раздел (модуль) пятый об адвокатуре, нотариате, частных детективных и частных охранных предприятиях. Завершается изучение учебной дисциплины темой, посвященной прокуратуре Российской Федерации и функциям прокурорского надзора, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участию в судебном рассмотрении различных дел и иным функциям — раздел (модуль) шестой.
Необходимо подчеркнуть значение данной учебной дисциплины в общей системе образовательного процесса на Юридическом факультете РТА. Это значение не только в том, что студенты познают организацию, задачи, функции и формы деятельности судебной системы и системы правоохранительных органов, но и в том, что полученные ими знания в объеме учебного плана и программы носят характер вводных знаний для последующего целевого изучения студентами всех без исключения юридических отраслевых учебных дисциплин. Это обстоятельство налагает на каждого студента ответственность за обстоятельное познание учебных материалов данной учебной дисциплины, ибо в противном случае возникнут большие трудности с обучением на втором и последующих курсах юридического факультета РТА.
Основные виды учебных занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины «Правоохранительные органы».Рабочей программой предлагаются следующие виды занятий: лекции, семинарские и практические занятия и домашняя самостоятельная работа. Главное внимание на аудиторных и самостоятельных занятиях уделяется:
а) анализу и дискуссионному обсуждению соответствующих положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, Указов Президента РФ и Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ, нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры, МВД РФ, ФТС РФ, ФСБ РФ и иных правоохранительных министерств и федеральных служб, а также адаптированных материалов конкретной правоприменительной судебной практики и практики правоохранительных органов;
б) анализу и дискуссионному обсуждению статистической информации, отражающей судебную деятельность и деятельность правоохранительных органов;
в) анализу и дискуссионному обсуждению материалов обобщенной судебной и правоохранительной практики;
г) анализу и дискуссионному обсуждению адаптированных материалов конкретной судебной и правоохранительной практики;
д) анализу, конспектированию законодательства, иных правовых актов, литературы.
Особенности проведения учебных занятий с использованием активных методов обучения и в порядке обеспечения взаимосвязи аудиторной и самостоятельной работы студентов:
а) чтение проблемных лекций, таких как: «Судебная власть и система органов, осуществляющих судебную власть», «Федеральные суды общей юрисдикции», лекции, предусмотренные разделом 4 тематического плана дисциплины;
б) подготовка студентами во время домашней самостоятельной работы кратких тезисов по теоретическим аспектам учебной дисциплины, а также графоаналитических таблиц о каждом судебном и правоохранительном органе с последующим их дискуссионным разбором на семинарских и практических занятиях;
в) проведение студентами научно-исследовательских работ с обсуждением их результатов на заседаниях научного кружка при кафедре уголовно-правовых дисциплин и на научных студенческих конференциях.;
г) самотестирование студентов и тестирование при их аттестации дважды в семестр;
д) выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы (10 вариантов) путем разработки графоаналитических схем с последующими проверкой преподавателем и обсуждением на семинаре типичных недостатков.