Основные проблемы экологического права

Основное назначение экологического права — обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружаю­щую среду (ст. 42).

За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, энергии, среде обитания. При этом человечество активно использует при­родные ресурсы, вольно или невольно нанося им вред своей де­ятельностью. С целью ограничения негативного воздействия че­ловека на окружающую среду и природную среду как ее части законодательство предписывает определенные правила рацио­нального, щадящего или неистощимого пользования природны­ми ресурсами. Поэтому нормы экологического права регулируют отношения как использования (в самых различных формах), так и охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда люди задыхаются от выхлопов ав­томобилей и заводских труб, страдают от плохого качества воды, вырубки деревьев и т. д., уяснение роли и возможностей экологического права все более актуально. Это обусловлено обо­стрением как экономического, так и (несмотря на падение уров­ня промышленного производства в РФ) экологического кризиса, очередным всплеском желаний решать экономические трудно­сти за счет природы и природных условий жизни людей.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатаций фактов и элемен­тов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реа-

лизуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное разви­тие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила по­ведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные со­оружения, которые не нужны в данном производстве). Это сви­детельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностя­ми государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внима­ние на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого перво­степенного значения.

Разумеется, законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать воз­никающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в РФ при очень интенсивном нормотворче­стве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологическо­го права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются исполь­зование и охрана растительного мира, на который не распрост­раняется действие Лесного кодекса РФ; нормы ЗК в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от дру­гих категорий земель; изменения законодательства не сопровож­дали и введение в действие Федерального закона «Об охране ок­ружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отхо­дов из других государств и т. д.

Таким образом, многие экологические проблемы норма­ми экологического права пока не решены. Предстоит боль­шая работа в совершенствовании как самого правового регу­лирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодатель­ства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны при­родных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.


Наши рекомендации