Предмет экологического права. Особенности экологических общественных отношений. Проблемы определения предмета экологического права

Лекция:

Предмет - отношения, вытекающие в сфере взаимодействия общества и природы, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Есть мнение, согласно которому предмет составляют общественные отношения собственности на природные ресурсы по обеспечению рационального их использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия антропогенной деятельности по охране физических и юридических лиц.

По мнению Ерофеева, предмет экологического права включает общественные отношения, складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, восстановления, улучшения, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Бринчук под предметом права окружающей среды предлагает понимать общественные отношения собственности на природные объекты и ресурсы по природопользованию, по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ведяшкин в одной из своих работ предлагает включать в предмет экологического права экологические общественные отношения, которые он делит на 4 группы:

1. Отношения по охране окружающей среды, которые обеспечиваются природоохранной деятельностью различных субъектов, направленные на сохранение и восстановление природной среды.

2. Отношения по охране отдельных природных комплексов и объектов, в частности по охране естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших природные свойства, и не использующихся в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления.

3. Отношения по охране отдельных природных ресурсов. Они складываются в рамках охраны природных компонентов, объектов, природно-антропогенных объектов, используемых при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, имеющих потребительскую ценность.

4. Отношения по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий.

В литературе выделяются следующие особенности отрасли (учебник под ред. Дубовик). Экологическое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Особенности:

· Интенсивное развитие экологического законодательства.

· Использование значительного объема естественно-научной терминологии.

· Разнородность нормативного материала.

· Глобальный характер многих предписаний (обусловлено глобальным характером проблем).

· Смешанность и высокая степень взаимоподкрепления публично-правовых и частно-правовых методов регулирования.

Боголюбов:

По мнению Боголюбова, регулируемые экологическим правом общественные отношения подразделяются на 3 части. Соответственно группируются правовые нормы. Части:

· Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.

· Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

· Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Бринчук:

Предмет современного российского экологического права образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы;

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды от разных форм деградации;

- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими.

В контексте отношений собственности на природные ресурсы <17> в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. "Природопользование и охрана природы - это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности" <18>. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание Н.И. Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства <19>.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть не что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды <21> касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.

Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это регулирование охраны окружающей среды от:

- шума, создаваемого самолетами, производственными объектами;

- вибрации, создаваемой в процессе строительства или эксплуатации транспортных средств, к примеру метро;

- электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники;

- радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие в форме облучения;

- чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;

- сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

- переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;

- биотехнологий;

- поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);

- предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

Наши рекомендации