Основные проблемы экологического права

Основное назначение экологического права — обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42). За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, энергии, среде обитания. При этом человечество активно использует природные ресурсы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую среду и природную среду как ее части законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощимого пользования природными ресурсами. Поэтому нормы экологического права регулируют отношения как использования (в самых различных формах), так и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда люди задыхаются от выхлопов автомобилей и заводских труб, страдают от плохого качества воды, вырубки деревьев и т. д., уяснение роли и возможностей экологического права все более актуально. Это обусловлено обострением как экономического, так и (несмотря на падение уровня промышленного производства в РФ) экологического кризиса, очередным всплеском желаний решать экономические трудности за счет природы и природных условий жизни людей. Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатаций фактов и элементов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реализуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное развитие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила поведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные сооружения, которые не нужны в данном производстве). Это свидетельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностями государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внимание на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого первостепенного значения. Разумеется, законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать возникающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в РФ при очень интенсивном нормотворчестве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологического права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются использование и охрана растительного мира, на который не распространяется действие Лесного кодекса РФ; нормы ЗК в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от других категорий земель; изменения законодательства не сопровождали и введение в действие Федерального закона «Об охране окружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов из других государств.Таким образом, многие экологические проблемы нормами экологического права пока не решены. Предстоит большая работа в совершенствовании как самого правового регулирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодательства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны природных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Жилищное право

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища, запрет на произвольное лишение жилища, доступность и гарантированность объектов жилого фонда, свобода передвижения и места жительства, и др. Данные права и свободы относятся к группе личных прав и свобод. Жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.Жилищное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу владения, эксплуатации и распоряжения жилищным фондом.Предмет жилищного права – это общественные отношения, возникающие в связи с владением, эксплуатацией (пользованием) и распоряжением жилищным фондом.Жилищное право тесно взаимодействует с конституционным правом, гражданским правом, административным и финансовым правом.Принципы жилищного права – это выраженные в нормах жилищного законодательства руководящие положения, определяющие содержание и основные начала данной отрасли. Закреплены в Конституции РФ, ЖК РФ, ГК РФ. Основополагающими принципами являются:1)принцип неприкосновенности жилища;2)недопустимость произвольного лишения жилища;3) свобода выбора места жительства;4) доступность пользования жилым фондом;5) целевое использование жилого фонда.

Принцип неприкосновенности жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом.Статьей 139 УК РФ нарушение неприкосновенности жилища, совершенное против воли проживающего в нем лица, признается уголовно наказуемым преступлением.Принцип недопустимости произвольного лишения жилища означает, что гражданин может быть лишен права на жилище исключительно в случаях, предусмотренных законом.Принцип свободы выбора места жительства означает, что каждый, кто находится на территории РФ на законных основаниях, имеет право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства. Никто не может быть принужден к проживанию на определенной территории иначе как в случаях, установленных законом.Принцип доступности пользования жилым фондом выражается в том, что гражданин имеет право и возможность реализовать свое право на жилище: по договору социального найма, по договору аренды, путем приобретения жилья в собственность и т. д.Доступность жилого фонда выражается и в установлении порядка определения ставок платы за коммунальные услуги и жилье. Гарантии малоимущим.Принцип целевого использования жилого фонда означает, что жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, размещение в них предприятий, учреждений (без перевода помещения в нежилое) недопусти

1Государство представляет собой конкретно – историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и разными способами. Однако, создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.

Возникновение государства – закономерный этап развития человеческого общества, отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность, богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, приспосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности

Наши рекомендации