Если одна сторона нарушит какие-либо обязанности, то она несет ответственность перед государством.

Существуют различные определения.

Ø АП отношения - урегулированные нормами АП общественно-управленческие отношения, стороны которых являются носителями прав и обязанностей, гарантированных данными нормами.

Ø АП отношения представляют собой разновидность правовых отношений вообще, следовательно, им присущи признаки последних.

Известный административист Козлов определял административно-правовое отношени­е как - урегулированное административно-правовой нор­мой управленческое общественное отношение, в котором сторо­ны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, ус­тановленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки АП отношений:

!!! КАРМОЛИЦКИЙ – характерные особенности АП-отношений:

АП отношения возникают, изменяются и прекращаются в особой сфере государственной деятельности (в сфере государственного управления);

Субъектами АП отношения являются все участники управленческих отношений;

АП отношения характеризуется как отношения власти и подчинения (это властеотношения, т.к. одна сторона этих отношений обладает таким объемом властных полномочий, которых нет у другой стороны, которые значительно больше, чем полномочия другой стороны), т. е. отношения юридического неравенства сторон;

4) организационные отношения: посредством этих отношений одна сторона организующе воздействует на деятельность, поведение другой стороны, выполняя тем самым свое назначение;

АП отношения возникают по инициативе любой стороны этих отношений, но в определенных знаком случаях согласие одной стороны на их возникновение не требуется (чаще всего бывает, когда гражданин совершает административное правонарушение);

Между сторонами АП отношений могут возникать споры, (право обратиться к вышестоящему лицу либо в суд, но чаще всего рассматриваются во внесудебном порядке);

если одна сторона нарушит какие-либо обязанности, то она несет ответственность перед государством.

Далее - по учебникам:

В теории административного права существуют две основные концепции о ключевых характеристиках административно-правовых отношений, расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.

Согласно первой – отношений равенства сторон в АП быть не может, только «власть-подчинение». Это : М. Козлов, С.С. Студеникин, Ю.Н. Старилов, Бахрах

В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой являются некоторые современные ученые-административисты и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:

1) В основном управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, их(отношений) административно-правовая форма.

· Исключение- административная ответственность.

2) Субъектами АП отношений могут быть любые участники управленческих отношений.

· Однако, большинство специалистов считают, что АП отношения не могут возникать между двумя гражданами, так как нет участника, наделенного юридически властными полномочиями.

3) Отношения характеризуются юридическим неравенством сторон.

· Всегда имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающихся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны – физического лица или органа, организации.

o Однако, есть и исключения:

§ Совместное решение определенных управленческих задач юридически независимыми органами

§ Оказание отдельными организациями(то есть обычными ЮЛ) государственных услуг в гражданам в области реализации их прав на образование, мед. помощь

§ Отношения из административно-правового договора.

o В отношении данной особенности следует отметить, что распространенный термин "властеотношения" применительно к административно-правовым отношениям следует применять с осторожностью, поскольку властеотношения не подразумевают сами по себе присутствия правового регулятора этих отношений, который обязателен для правоотношения АП.

· «Доминирующими» субъектами, как правило, выступают органы государственного управление и МСУ, они наделены властными полномочиями, ограниченной их компетенцией, определенной НПА, устанавливающими их правовое положение.

4) Административные отношения, не являются договорными(то есть возникащими по соглашению сторон). Возникнуть они могут по инициативе любой из сторон, в том числе и против воли другой стороны.

· Вступление в АП отношения может быть и обязанностью – зарегистрировать отношения ребенка, получить паспорт по достижении 14-летнего возраста.

5) Содержание АП отношений не всегда характеризуется взаимной связью субъективных прав и обязанностей сторон по поводу того, что послужило основанием их возникновения.

· Например, нижестоящий орган госуправления обязан выполнить акт вышестоящего органа, не имея права на какое-либо встречное требования.

6) Споры, как правило, решаются в административно порядке.

· Однако, сейчас идет тенденция на усиления роли суда в этой сфере. Зачастую предусматривается альтернативная подведомственность споров, либо возможность обжаловать решения административного органа в судебном порядке.

·

7) Сторона, нарушившая свои обязанности, подлежит ответственности НЕ перед другой стороной, а перед гос. органами или органами МСУ, их должностными лицами.

· Основными видами ответственности выступает- админ. и дисциплинарная.

o Также отдельно выделяют механизм надзора- прокурорский.

8) Возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных и индивидуальных интересов по инициативе любого из cy6ъектов этих отношений;

9) имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения — это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;

Существует и альтернативный подход к выделению особенностей АП отношений (Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, В.М. Манохин)

Þ Они утверждают, что административно-правовые отношения в своей преобладающей части - организационные, что обусловлено содержанием исполнительной власти как организующей силы государства. Это означает, административно-правовые отношения сами по себе не существуют, а выполняют строго служебную роль. Они обеспечивают условия (производства и т.д.), согласование деятельности людей, координацию, охрану и развитие и т.д.

Наши рекомендации