Процессуальный статус иностранных лиц 4 страница
§ 5. Судебные поручения'
Обратимся прежде всего к понятиюсудебного поручения. Суды распространяют свою власть на территорию того государства, органами которого они являются, они вправе совершать процессуальные действия: допрашивать свидетелей, производить осмотр письменных и вещественных доказательств, назначать проведение экспертизы, вручать извещения и вызовы, а также иные судебные документы физическим и юридическим лицам только на территории своего государства. Однако при рассмотрении гражданских дел с участием иностранных лиц нередко возникает потребность в производстве процессуальных действий на территории другого государства, что возможно только с его ведома (согласия), т. е. в порядке судебного поручения. Действующий ГПК РФ (ч. 4 ст. 407) предоставляет судам РФ право обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Под судебным поручениемкак институтом международного гражданского процесса понимается совокупность национальных и международно-правовых норм, регулирующих общественное отношение, возникающее в связи с обращением суда одного государства к суду другого государства с просьбой о совершении на территории этого государства процессуальных действий, необходимых для рассмотрения и разрешения дела, находящегося в производстве иностранного суда,а также исполнением этого поручения.
Например, при рассмотрении иска российской гражданки против гражданина Финляндии об установлении отцовства в отношении несовершеннолетней дочери Мосгорсуд вынужден был обратиться к финскому суду с просьбой об исследовании
1 Более подробно см., например: Лунц Л. А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 3. С. 878-898; Дробязкина И. В. Указ. соч. С. 87-105.
Глава 12. Международный гражданский процесс 791
крови ответчика, проживающего в Финляндии, в экспертном учреждении Финляндии1.
Порядок обращения российских судов с судебными поручениями к судам иностранных государств, а также порядок исполнения российскими судами иностранных судебных поручений регламентируется ст. 407 ГПК РФ, а также Гаагскими конвенциями — по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.2, о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.3; Минской конвенцией 1993 г. (ст. 4— 19); двусторонними договорами о правовой помощи. Согласно господствующему в международно-правовой доктрине мнению, принятие одним государством судебного поручения от другого государства при отсутствии между ними соответствующего международного соглашения не рассматривается как юридическая обязанность. В то же время необоснованный отказ другого государства в принятии и исполнении иностранного судебного поручения расценивается как нарушение начал международной вежливости и в этом смысле является актом проявления недружелюбия4.
Согласно ч. 4 ст. 407 ГПК РФ порядок сношенийсудов РФ с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом. Мировой практике известны четыре исторически сложившихся порядка обращения суда одного государства к суду другого государства. Первый порядок — дипломатический. Он заключается в том, что сношение судов иностранных государств осуществляется через Министерство иностранных дел. При этом суд запрашивающего государства обращается к своему Министерству иностранных дел, ко-
1 См.: Лазарев Л. В., Марышева И. И., Пантелеева И. В. Иностранные граж
дане: правовое положение / Под ред. Н. И. Марышевой. М., 1992. С. 203.
2 См.: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 10-ФЗ «О присоедине
нии Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и
внесудебных документов по гражданским или торговым делам» // СЗ РФ. 2001.
№ 7. Ст. 615. Текст Конвенции и Заявление РФ см.: СЗ РФ. 2004. № 50.
Ст. 4951.
3 См.: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 11-ФЗ «О присоедине
нии Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказа
тельств по гражданским или торговым делам» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 616.
4 См.: Лунц Л. А. Указ. соч. С. 879; Звеков В. П. Указ. соч. С. 447; Нешатае-
ва Т. Н. Международный гражданский процесс. С. 138.
792 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
торое через свое посольство или консульство обращается в Министерство иностранных дел запрашиваемого государства с нотой. В том случае, если МИД иностранного государства примет ноту, судебное поручение иностранного суда направляется в суд запрашиваемого государства (т. е. отечественный суд) с просьбой об его исполнении1. Второй порядок сношений судов различных государств — непосредственный, когда суд запрашивающего государства напрямую, минуя посредников, обращается к суду запрашиваемого государства, в котором должно быть исполнено судебное поручение. Третий порядок — сношения ] через центральные органы юстиции. Наконец, четвертый поря- ! док исторически сложился в судебном процессе Англии и США. Суть его состоит в следующем. Если английскому или американскому суду нужно допросить свидетеля, проживающего во Франции, то он назначает кого-либо из французских граждан, предварительно получив на то их согласие, своим уполномоченным (комиссионером), который вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в суд США. Применение такого порядка допускается только при отсутствии возражений со стороны властей государства, в котором совершаются процессуальные действия2. В России четвертый порядок сношений не применяется.
О применении конкретного порядка сношений судов различных государств, в том числе России, специально указывается в международных конвенциях и договорах, которые содер-
1 Недостатком дипломатического порядка сношений судов является его
медлительность вследствие длительного прохождения судебного поручения по
инстанциям. Например, если судебное поручение направляется по дипломати
ческим каналам американскому суду, то из МИДа России оно поступает снача
ла в Государственный Департамент США, затем в Отдел по международным су
дебным делам Департамента юстиции США, оттуда — в местное отделение
службы федерального прокурора по месту нахождения истребуемых доказа
тельств и только потом — к судье, который будет исполнять это поручение. Та
ким образом, прохождение судебного поручения по дипломатическим каналам '
занимает много времени, как правило, не менее 6 месяцев. В одном только
Министерстве иностранных дел РФ оно может пролежать около месяца в связи
с особенностями направления дипломатической почты. Поэтому нередко бывает так, что на момент исполнения судебного поручения необходимость в нем уже отпадает. См.: Дистефано К. Л. Способы получения доказательств из США для судопроизводства за границей // РЮ. 1996. № 10. С. 29; Миронов А. Судебные поручения по гражданским и семейным делам: международно-правовой аспект // РЮ. 1999. № 2. С. 30.
2 См.: Курс советского гражданского процессуального права / Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. С. 386.
Глава 12. Международный гражданский процесс
жат норму о порадке сношений. Так, ст. 9 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила дипломатический порядок сношений, а также непосредственный по специальному соглашению двух договаривающихся государств. Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. ввела в качестве основного порядок сношений через центральные органы государств. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 августа 2004 г. № 1101 «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам», а также Заявлением России по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. центральным органом РФ для целей ст. 2 Конвенции назначено Министерство юстиции РФ1. Минская конвенция 1993 г. устанавливает порядок сношений через центральные органы, если иной порядок сношений не установлен этой Конвенцией. Двусторонние договоры о правовой помощи по-разному решают вопрос о порядке сношений. Например, ст. 3 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи устанавливает в качестве основного порядок сношений учреждений юстиции России и Польши через центральные органы: Министерство юстиции России и Министерство юстиции Республики Польша. В то же время договор не исключает возможность непосредственного сношения учреждений юстиции России и Польши по отдельным вопросам, что может быть установлено по взаимному согласию центральных органов (п. 4 ст. 3). Статья 2 Договора России с Аргентиной о правовой помощи определяет в качестве основного порядок сношения через центральные органы: Министерство юстиции РФ и Министерство иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики, в качестве дополнительного — дипломатический порядок. Договор России с Египтом о правовой помощи предусматривает один-единственный порядок сношения — через центральные органы в лице министерств юстиции России и Египта (ст. 4). В соответствии со ст. 4 Договора СССР с Королевством Испания учреждения юстиции СССР (РФ) и Испании сносятся ме-
1 СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3608; № 50. Ст. 4951.
794 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
жду собой через центральные органы, если договором не предусмотрено иное. Что касается иного порядка сношений, то согласно ст. 15 указанного Договора документы о регистрации актов гражданского состояния и иные документы, касающиеся личных прав и законных интересов граждан одного государства, направляются по просьбе другого государства в дипломатическом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 407 ГПК РФ порядок обращения российских судов в иностранные суды с поручениями регулируется международным договором РФ или федеральным законом. Анализ международных соглашений с участием Российской Федерации и двусторонних договоров свидетельствует о том, что само обращение суда к суду иностранного государства о совершении на его территории соответствующих процессуальных действий облекается в письменную форму и имеет различное наименование: «поручение об оказании правовой помощи» (ст. 7 Минской конвенции 1993 г., ст. 7 Договора о правовой помощи между Россией и Египтом); «просьба о правовой помощи» (ст. 6 Договора о правовой помощи между СССР и Королевством Испания); «запрос об оказании правовой помощи» (ст. 4 Договора о правовой помощи между Россией и Индией, ст. 2 Договора о правовой помощи между Россией и Аргентиной); «запрос о вручении за границей судебных и внесудебных документов» (ст. 3 Гаагской конвенции 1965 г. и приложение к Конвенции).
Различные наименования обращений судов одних государств с просьбой о совершении процессуальных действий на территории других государств не меняют юридической природы этих обращений (просьб) как судебных поручений, форма и содержание которых должны отвечать специальным требованиям, включая язык обращения, соответствующих международных договоров, а в случае их отсутствия — требованиям ч. 2 ст. 62 ГПК РФ. Например, согласно ст. 3, 5, 7 Гаагской конвенции 1965 г. и Заявлению России (разд. III) запрос о вручении за границей судебных и внесудебных документов составляется в соответствии с образцом, прилагаемым к Конвенции на русском, английском или французском языках. К запросу прилагается документ, подлежащий вручению, или его копия. Запрос и документ представляются в двух экземплярах. Поручения или запросы об оказании правовой помощи должны содер-;
Глава 12. Международный гражданский процесс 795
жать: а) наименования запрашивающего и запрашиваемого учреждений; б) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии лиц, имеющих отношение к запросу, информация об их гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания; применительно к юридическим лицам — их наименование и адрес; в) фамилии и адреса представителей лиц, имеющих отношение к запросу; г) содержание запроса и сведения, необходимые для его исполнения, в том числе имена, фамилии и адреса свидетелей, дата и место их рождения, если они известны. Запрос или поручение должны быть подписаны и скреплены официальной печатью запрашивающего органа. Договаривающиеся стороны могут использовать для поручений бланки на двух языках.
Содержание запроса (поручения) зависит от объема запрашиваемой правовой помощи1, т. е. конкретного перечня процессуальных действий, которые надлежит совершить на территории другого государства. С точки зрения последствий и особенностей правового режима осуществления процессуальных действий на территории иностранного государства необходимо различать: а) процессуальные действия по сбору доказательств2 (получение объяснений сторон, допрос свидетелей, осмотр письменных и вещественных доказательств, проведение экспертизы); б) процессуальные действия по вручению за границей судебных и внесудебных документов: извещений и вызовов3, копий судебных документов (например, исковых заявлений, кассационных жалоб, письменных объяснений сторон, судебных решений).
Порядок исполнения иностранных судебных порученийрегламентируется ч. 1—3 ст. 407 ГПК РФ и международными соглашениями. Отметим наиболее характерные его черты. Во-первых, исполнению подлежат поручения не только иностранных
1 О проблемах оказания правовой помощи см., например: Яркое В., Медве
дев И., Трутников С. Некоторые проблемы интернационализации цивилистиче-
ского процесса и гражданских юрисдикции в России // Арбитражный и граж
данский процесс. 2006. № 1. С. 45.
2 Например, о способах получения доказательств из США для судопроиз
водства за границей см.: Дистефано К. Л. Указ. соч. С. 29—30; Миронов А. Указ.
соч. С. 30.
3 О проблемах надлежащего извещения иностранных лиц см., например:
Пацация М. О надлежащем извещении иностранных лиц в арбитражном про
цессе // РЮ. 2004. № 5. С. 24-25.
796 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
судов, но и других правоохранительных органов, а также органов исполнительной власти. К числу правоохранительных и иных органов относятся органы прокуратуры, нотариата, загса, опеки и попечительства. Например, органы загса одного государства по просьбе органов, в том числе судебных, другого государства пересылают документы о регистрации актов гражданского состояния без перевода и бесплатно (см. п. 2 ст. 16 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи). Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 407 ГПК РФ, ст. 13 Гаагской конвенции 1965 г. и ст. 19 Минской конвенции 1993 г. поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если: 1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает безопасности России; 2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда. В-третьих, исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В порядке исключения по просьбе запрашивающего государства при исполнении иностранных судебных поручений могут применяться процессуальные нормы иностранного государства при условии, что они не противоречат российскому законодательству. Применение российского права при выполнении иностранного судебного поручения означает, что совершение отдельных процессуальных действий (например, допрос свидетеля, осмотр письменных и вещественных доказательств) осуществляется по правилам ГПК РФ (ст. 63, 177—179, 58). В соответствии с ч. 1 ст. 63 ГПК РФ выполнение судебного поручения производится в судебном заседании по правилам, установленным ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к выполнению поручения. Протоколы и все собранные при выполнении поручения доказательства немедленно пересылаются компетентным органам запрашивающего государства.
Если поручение заключается во вручении адресату документов, то оно осуществляется по правилам гл. 10 ГПК РФ при условии, что документ составлен на русском языке либо снабжен заверенным переводом на русский язык. В том случае, если документы изложены на иностранном языке или не снабжены переводом на русский язык, они вручаются получателю, если он
Глава 12. Международный гражданский процесс 797
согласен добровольно их принять. В-четвертых, иностранные судебные поручения исполняются судом, в районе деятельности которого должны быть осуществлены соответствующие процессуальные действия. Большую роль в исполнении иностранных судебных поручений играют Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Данное обстоятельство объясняется тем, что иностранные судебные поручения направляются в суды через территориальные органы Минюста России (управления юстиции). Протоколы и все собранные при выполнении поручения доказательства, а также извещения и вызовы с распиской адресата в их получении либо отметкой о невозможности их вручения адресату направляются судом в территориальное управление юстиции, где после проверки правильности исполнения иностранного судебного поручения все материалы передаются в Минюст России.
§ 6. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)1
Отношения, возникающие в связи с признанием и принудительным исполнением на территории РФ решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей), регулируются гл. 45 (ст. 409—417) ГПК РФ; ст. 80 Закона об исполнительном производстве; разд. VIII (ст. 35—36) Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»2; Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной в
1 Более подробно об этом см., например: Богуславский М. М. Международ
ное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 1994. С. 381—388; Звеков В. П. Указ.
соч. С. 453—460; Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс.
С. 141—166, 173—179; Лунц Л. А. Указ. соч. С. 899—938; Богуславский М., Кара-
бельников Б. Исполнение решений международных арбитражей и ссылки на
публичный порядок // ХиП. 2003. № 9. С. 134—144; Сорокина С. С. Правовая
сущность и предпосылки признания и исполнения иностранного судебного ре
шения // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном
праве / Под ред. М. К. Треушникова. С. 203—220; Она же. Признание и приве
дение в исполнение решений иностранных судов на территории РФ: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Зайцев Р. В. Понятие признания и приведе
ния в исполнение иностранных судебных актов // Арбитражный и гражданский
процесс. 2005. № 5. С. 35—39; Он же. Признание и приведение в исполнение в
России иностранных судебных актов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екате
ринбург, 2005; Яркое В., Медведев И., Трутников С. Указ. соч. С. 44—45.
2 Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1240.
798 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
Нью-Йорке 10 июня 1958 г.1; нормами международных соглашений и двусторонних договоров2.
Рассмотрение и разрешение гражданских дел, осложненных иностранным элементом, с неизбежностью порождает проблему признания и принудительного исполнения судебных постановлений. Именно вследствие транснационального (интернационального) характера юридических дел акты, принятые компетентными судами одного государства, могут нуждаться в признании и исполнении на территории другого государства. Необходимость признания иностранных судебных решений обусловлена принципом суверенитета, в силу которого судебные акты распространяют свое действие только на территорию того государства, судебный орган которого принял решение по делу. В связи с этим признание иностранного решения означает признание за ним такой же юридической силы, какой обладают вступившие в законную силу решения собственных судов. Признание и исполнение иностранных судебных постановлений осуществляется только с Согласия государства как носителя и выразителя суверенной власти, действие которой ограничивается территориальными пределами соответствующего государства (ст. 3, 4, 10 Конституции РФ). Процедура выдачи разрешения государства на признание и принудительное исполнение на своей территории решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) именуется экзекватурой3.
1 Для СССР Нью-Йоркская конвенция вступила в силу 22 ноября 1960 г., с
24 декабря 1991 г. РФ как правопреемница СССР несет обязательства по Кон
венции в полном объеме. В соответствии со ст. 30 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 г. Нью-Йоркская конвенция носит
универсальный характер, поэтому применяется в том случае, если отсутствует
региональное или двустороннее соглашение по одному и тому же вопросу.
Текст Венской конвенции 1969 г. см.: Нешатаева Т. Н. Международный граж
данский процесс. С. 314. Текст Нью-Йоркской конвенции 1958 г. см. там же,
с. 268-275.
2 См., например, ст. 51—55 Минской конвенции 1993 г.; ст. 17—26 Договора
о правовой помощи между РФ и Испанией; ст. 52—57 Договора о правовой по
мощи между РФ и Польшей; ст. 37—45 Договора о правовой помощи меж
ду РФ и АРЕ; ст. 18—24 Договора о правовой помощи между РФ и Аргентиной;
ст. 24—30 Договора о правовой помощи между Россией и Индией.
3 Международной практике известны и другие способы признания и испол
нения иностранных судебных решений. Иной способ признания и исполнения
иностранного судебного решения может быть указан непосредственно в двусто
роннем соглашении. Например, ст. 1 Соглашения между Российской Федера
цией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов
арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь (СЗ РФ.
Глава 12. Международный гражданский процесс 799
Согласно ч. 1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов, в том числе об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Таким образом, по российскому гражданскому процессуальному законодательству юридическим основанием выдачи экзекватуры является международный договор с участием России, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных постановлений. Поскольку судебной практике известны случаи признания и исполнения иностранных судебных решений и при отсутствии международного договора о правовой помощи, предусматривающего возможность взаимного признания и исполнения судебных постановлений1, следует различать два юридических основания экзекватуры: обязательное и необязательное. Под обязательным основанием экзекватуры подразумевается международный договор (соглашение) о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных постановлений, наличие которого обязывает компетентный суд государства, на территорию которого предполагается распространить юридическое действие иностранного судебного решения, положительно решить вопрос о выдаче разрешения (экзекватуры) на его признание и исполнение при условии отсутствия препятствий, установленных национальными (см. ч. 1 ст. 412, ст. 414, ч. 1 ст. 417 ГПК РФ) и международными (см., например, ст. 18 Гаагской конвенции 1954 г., ст. V Нью-Йоркской конвенции 1958 г., ст. 55 Минской конвенции 1993 г., ст. 20 Договора России с Аргентиной о правовой помощи) нормами. Необязательное основание экзекватуры образуют такие общепризнанные принципы международного права, как взаимность2 и вежли-
2003. № 7. Ст. 550) содержит положение о том, что судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, как и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решение.
1 См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 49, 173.
2 Международно-правовой принцип взаимности является,-по определению
В. М. Корецкого, компенсационным коррективом равенства. См.: Нешатае
ва Т. Н. Указ. соч. С. 50. Уместно заметить, что взаимность может иметь раз
личные проявления. Например, обращение к взаимности в одном из решений
Верховного Суда Туркменистана обосновывалось тем, что при рассмотрении
хозяйственного спора с участием туркменской фирмы в арбитражном суде
г. Москвы было проявлено уважение к религиозным обычаям мусульман: су
дебные заседания откладывались в связи с религиозными празднованиями в
Туркменистане. Поэтому туркменский суд счел себя обязанным на основе вза
имности учесть основания для отложения судебного разбирательства, преду-
Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
вость1. В соответствии с указанными принципами суд государства, в котором испрашивается признание и исполнение иностранного судебного решения, вправе, руководствуясь соображениями международной вежливости и взаимности, выдать разрешение (экзекватуру) на признание и исполнение иностранного судебного постановления. Таким образом, в настоящее время признание и исполнение иностранных судебных решений возможно в случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором РФ либо на основании общепризнанных принципов международного права — взаимности и вежливости2. В соответствии с ч. 2 ст. 409, ст. 416 ГПК РФ, а также международными договорами и соглашениями с участием России под решениями иностранных судов,которые могут быть признаны и исполнены на территории РФ, понимаются: а) решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; б) судебные решения в части, касающейся взыскания судебных расходов', в) приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением; г) решения иностранных третейских судов (арбитражей) по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица; д) иные акты компетентных органов иностранного государства, если это прямо оговорено в международном договореили соглашении, в котором участву-
сматриваемые АПК РФ, при рассмотрении спора туркменской и российской фирм. См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 49.
1 В юридической литературе существует и другая точка зрения, согласно
которой благосклонное отношение к иностранным судебным актам обусловле
но не только и не столько международными принципами вежливости и взаим
ности, сколько идеями социального значения, опирающимися на критерии
справедливости того государства, в котором испрашивается исполнение. По
этому в качестве надлежащего обоснования необходимости признания и испол
нения иностранных решений «должна выступать обязанность государства по
защите прав человека, взятых под охрану». См.: Зайцев Р. В. Признание и при
ведение в исполнение в России иностранных судебных актов: Автореф. дис. ...
канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 11—12.
2 Некоторые авторы обоснованно подвергают сомнению целесообразность
такого положения вещей, справедливо полагая, что право на признание ино
странных судебных решений является субъективным правом гражданина (как,
впрочем, и организации), реализация которого не должна зависеть от наличия
международного договора или принципа взаимности. См.: Крохалев С. В. Кате
гория публичного порядка в международном гражданском процессе. Сравни
тельное исследование на основе правовых систем России и Франции: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 16.
Глава 12. Международный гражданский процесс 801
ет Россия1. Например, согласно ст. 51 Минской конвенции 1993 г., п. 2 ст. 52 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи признанию и исполнению на территории РФ подлежат утверждаемые иностранным судом мировые соглашения по гражданским, семейным делам, а также нотариальные акты «в отношении денежных обязательств» или «имеющие силу исполнительной надписи» по законодательству государства, на территории которого они совершены. Таким образом, нотариальные акты, имеющие силу исполнительного документа, могут быть признаны и приведены в исполнение в России только в случаях прямого указания на это в международном договоре или конвенции о взаимном признании и исполнении судебных решений по гражданским делам2.