Тема 4: Правовой статус иностранных граждан; иностранных юридических лиц; совместных предприятий на территории нашего государства

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Представительства иностранных фирм

Правовой статус совместных предприятий

Правовой статус предприятий с иностранными инвестициями

1. Правовой статус иностранных граждан определяется международными договорами в т.ч. и торговыми.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства подчинён принципам МЧП таким как;

- принцип наибольшего благоприятствования

- принцип национального режима

В соответствии с законодательством гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, которой данное лицо постоянно проживает.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой данное лицо находится, имея на то соответствующее разрешение.

Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении совершаемых сделок и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, определяется по российскому законодательству. Гражданская правоспособность иностранных граждан определяется по праву страны, чьим гражданином он является.

2. В соответствии с гражданским законодательством, гражданская правоспособность определяется по праву страны, где учреждено данное юридическое лицо.

Иностранным юридическим лицам предоставлено право, открывать свои представительства и отделения в РФ, участвовать в создании и деятельности совместных предприятий, создаваемых на их основе консорциумов, разнообразных ассоциаций, АО, торговых домов; в качестве иностранных инвесторов создавать предприятия, полностью принадлежащие им, открывать свои филиалы.

Положение о порядке открытия и деятельности представительств инофирм утверждено ещё постановлением Совета Министерств СССР, которое предусмотрело, что инофирмы могут открывать свои представительства не иначе как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера деятельности инофирмы уполномоченным государственным органом.

Представительства инофирмы, открываются в целях эффективного содействия в реализации соглашений «О сотрудничестве в области торговли, туризма, гостиничного дела, иных областях хозяйственной деятельности, для расширения обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией, развитие торгово-экономических связей с российскими предприятиями».

Иностранным представительствам, открывающимся также для обеспечения выполнения коммерческих и иных сделок, оказывают эффективное содействие в развитии экспорта товаров и услуг, осуществления технического перевооружения и т.д.

Для того, чтобы открыть представительство, иностранное юридическое лицо подаёт соответствующий в аккредитующий орган письменное заявление в котором излагается цель, для осуществления которой инофирма просит открыть представительство. Даётся описание деятельности инофирмы и подробная информация о деловых связях в российских организациях и заключаемых соглашениях или коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия соглашения или сделки, выполнению которых должны содействовать представительство, а также о перспективах дальнейшего сотрудничества.

К заявлению р.б. приложены официальные документы (устав фирмы, выписка из реестра).

В нотариальных копиях заверены в установленном порядке консульскими учреждениями РФ за границей, с переводом на русский язык, а также особые разрешения, сведения и документы, касающиеся деятельности иностранного юридического лица, если они необходимы.

До получения разрешения на открытие или продление срока деятельности своего представительства, иностранное юридическое лицо, уплачивает установленный сбор, квитанция об оплате прилагается к заявлению.

В разрешении на открытие представительства указывается;

- цель открытия представительства

- условия, на которых оно открывается

- срок, на который выдаётся разрешение

- число сотрудников представительства из числа иностранных граждан.

Представительство иностранного юридического лица считается открытым в стране с даты выдачи разрешения на его открытие. Разрешение теряет силу, если иностранная фирма не воспользовалась правом на открытие представительства течении 6-ти месяцев с даты выдачи разрешения.

Деятельность представительства инофирмы в нашей стране прекращается;

по истечению срока, на который было выдано разрешение и в том случае, если инофирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.

в случае ликвидации инофирмы имеющей представительство в нашей стране.

в случае прекращения действия, заключаемого РФ с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого было открыто представительство.

по решению аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых инофирме разрешены его открытие и деятельность, либо нарушение российского законодательства.

по решению инофирмы, открывшей представительство.

3.Правовое положение совместных предприятий было впервые урегулировано в 1987г. указом президиума Верховного Совета СССР и постановлением Совета Министров СССР, «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

В дальнейшем были изданы основные положения «О деятельности внешне экономического консорциума», а также закон РФ «Об инвестициях». Были приняты ряд международных и межправительственных договоров и соглашений.

В указанных нормативных актах закреплялись следующие правовые принципы организации и деятельности совместных предприятий в нашей стране;

1. разрешительный порядок их создания.

2. применение к ним национального российского права

3. договорное, не законодательное, регулирующее отношение сотрудничество м/у участниками совместных предприятий.

В совместных предприятиях, как правило, объединяются капиталы, принадлежащие гражданам и юридическим лицам различных государств, осуществляется совместное управление в целях достижения определённого экономического результата, совместное участие в доходах и в их распределении, совместно несут риски.

Совместные предприятия создаются для наиболее полного удовлетворения потребностей государства в определённых видах промышленности, продукции, сырьевых и продовольственных товарах, для привлечения передового управленческого опыта, передовой зарубежной технологии и техники, для сокращения нерационального импорта на основе договоров, заключаемые участниками таких предприятий.

Предложение о создании совместных предприятий вместе с технико-экономическими обоснованиями и проектами учредительных документов вносится заинтересованными предприятиями и организациями в орган управления, с согласия которого создаются совместное предприятие. Решение о создании совместного предприятия принимается выше стоящими органами, а для частных лиц необходимо соглашение субъекта РФ.

Участниками совместного предприятия могут быть одно или несколько российских предприятий и одна или несколько иностранных юридических лиц. Доли российских и иностранных участников в установленном фонде совместного предприятия, образуемом за счёт их вкладов определяется по договорённости м/у ними.

Совместное предприятие по нашему законодательству являются самостоятельными юридическими лицами, действуют на основе полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансировании. Совместное предприятия должны иметь устав, утверждаемый его участниками.

В уставе определяется предмет и цели деятельности предприятия, его место нахождение, состав участников, размер уставного фонда и порядок его формирования, размер долей участников, структура, состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений, порядок ликвидации предприятия.

В устав могут быть включены другие положения, не противоречащие действующему законодательству и относящиеся к особенностям деятельности совместного предприятия.

Срок действия совместного предприятия согласовывается участниками в учредительных документах.

Совместное предприятие после вступлении в силу их учредительных документов регистрируется в министерстве финансов и приобретает право юридического лица с момента такой регистрации.

Совместное предприятие, образованное в нашей стране могут открывать свои филиалы и представительства по своим обязательствам. Совместное предприятие отвечает всем своим имуществом.

4.Правовой статус предприятий с иностранными инвестициями.

Предприятия с иностранными инвестициями регулируются законами «Об иностранных инвестициями РСФСР», «О валютном регулировании», таможенном кодексом и большим рядом под законодательных нормативных актов, касающиеся деятельности иностранных физических и юридических лиц на территории России.

Кроме того, регулируются деятельности предприятия с иностранными инвестициями указанные в международных договорах и соглашениях.

Иностранными инвесторами в стране могут быть;

-иностранные юридические лица

-иностранные граждане

-лица без гражданства

-российские граждане, имеющие постоянное место жительство за границей при условии, что они зарегистрируются для ведения хоз.деятельности в стане их гражданства, либо в стране их постоянного места жительства

-иностранные государства

-иностранные организации.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории страны путём: - долевого участия предприятия, созданных совместно с российскими юридическими лицами.

5. Правовой режим свободных экономических зон.

1).Понятие СЭЗ

2).Правовой статус СЭЗ

3).Регулирование трудовых отношений в СЭЗ

СЭЗ- это ограниченная территория, в которой действуют особо льготные условия для иностранных и отечественных производителей.

СЭЗ способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

СЭЗ может иначе называться зоной «Франко» - это непосредственно та часть страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории. В СЭЗ не распространяются таможенные зоны, действующие в нашей стране.

В мировой практике при создании СЭЗ используются 2 пути;

А) территориальный подход, т.е., СЭЗ рассматривают как конкретно определённую территорию, на которую распространяется льготный порядок существования.

Б) режимный, т.е., СЭЗ рассматривают как конкретный комплекс, предприятие которому предоставлены определённые преимущества при соблюдении определённых условий.

Задачи создания СЭЗ тесно взаимно связаны с целями создания. Эти цели можно объединить в 3 крупных блока; 1. Экономические, 2. Социальные, 3. Научно-технические.

Экономические цели:

- привлечение иностранного и национального капитала, благодаря специальным льготным механизмом, стабильность законодательной базы и упрощение различных организаторских услуг;

- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых товаров, рациональный импорт и создание импортного механизма производства товаров и услуг,

- ликвидация монополий внешней торговли и доступ к различным формам ВЭД всеми организациями и предприятиями, расположенных в СЭЗ,

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счёт концепции в пределах зон ограниченных национальных ресурсов,

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей,

- создание слоя высококвалифицированных работников за счёт изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов и т.д.,

- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические цели:

- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий,

- ускорение инновационных и внедренческих процессов,

- привлечение зарубежных учёных и специалистов,

- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

По данным информационным источником ООН в ряде стран существует несколько десятков видов СЭЗ, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала. Из этих видов наиболее ярко выделяются:

- зоны беспошлинной торговли,

- беспошлинные экспортно-промышленные зоны,

- внешнеторговые зоны,

- зоны беспошлинного производства,

- вольные гавани,

- открытые города,

- научно-технические зоны,

- банковские и страховые зоны и т.д.

2. Целесообразность создания в РФ зон свободного предпринимательства была предусмотрена постановлением Совета Министров СССР в 1988г.. В соответствии с данным постановлением были изданы ряд постановлений РСФСР 1990г. «О создании зон свободного предпринимательства», на основании которого были приняты предложения Ленинградского, Выборгского, Приморского, Читинского, Калининградского, Сахалинского Совета народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства.

Первоначально правовой статус зоны отражался постановлением Совета Министров РСФСР и распоряжением председателя Совета Министров СССР.

После распада СССР только в 1998г. был издан ряд законов, которые урегулировали деятельность СЭЗ, в Калининграде, Находке, кемеровской области и Сахалине.

В данных законах обосновали не только цели открытия СЭЗ, но и упорядочили руководство данной зоны, а также обосновали порядок открытия в дальнейшем СЭЗ.

СЭЗ открывающихся по предложению администраций субъектов РФ с приложением технико-экономического обоснования. Данное предложение направляется в правительство РФ и после проведения государственной экспертизы правительство РФ принимает решение о целесообразности открытия СЭЗ.

Правовой режим иностранных инвестиций в СЭЗ определяется законами «Об иностранных инвестициях» и «О валютном регулировании»

Правовой статус СЭЗ и правовые основы хозяйственной деятельности в таких зонах имеют свои особенности.

Так в СЭЗ создаются специальные единые органы административного управления. Это может быть административный комитет по управлению зоной свободного предпринимательства.

Председатель этого комитета утверждается правительством РФ, а сам комитет сформировывается администрацией непосредственного субъекта.

В функции данного комитета входит генеральная разработка плана СЭЗ, оценка предложений отечественных и иностранных инвесторов, регистрация предприятий, их филиалов, разработка правил регламентирующих хозяйственную деятельность в зоне.

В СЭЗ действует льготный порядок по налогообложению и таможенный режим.

Правительство РФ может устанавливать и иные льготы в конкретных СЭЗ. Все хозяйственные отношения, в которые вступают предприятия находящиеся на территории СЭЗ, осуществляются на договорной основе.

Существует упрощённый порядок осуществления экспортно-импортных операций.

Местным администрациям предоставляется право самостоятельно устанавливать ставки и льготы по всем видам налогов в зоне.

В СЭЗ часть прибыли направляется на развитие социальной сферы и формирование инфраструктуры объектов. Эти зоны полностью освобождаются от налогообложения.

К предприятиям и организациям, расположенных в СЭЗ не применяются, повышение налога с прибыли, превышающий установленный уровень рентабельности.

Предприятие самостоятельно формирует свои производственные программы, самостоятельно распоряжается имуществом, производимой продукцией, имеет право без ограничений получать кредиты у иностранных фирм, банков, привлекать иностранные страховые компании для заключения всех видов страховых сделок.

СЭЗ могут предоставлять в течении 5 лет налоговый кредит на коммерчески-договорных условиях. В СЭЗ устанавливается упрощённый порядок проведения экспортно-импортных операций, который состоит в том, что экспорт произведённых на территории зоны товаров, а также импорт не подлежит квотированию и лицензированию.

Необходимо только лишь задекларировать товар. Вместе с тем считается, что товар произведён в СЭЗ, если величина его добавленной стоимости, образовавшейся в процессе производства, составляет не менее 30%.

На территории СЭЗ все юридические лица и граждане могут заниматься любой ВЭД, включая коммерческое посредничество и бартерные сделки.

Все предприятия самостоятельно решают вопросы о создании совместных предприятий без согласования с министерствами и ведомствами.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями устанавливается льготный порядок в рамках их хозяйственной деятельности;

- упрощенный порядок регистрации,

- льготный налоговый режим,

- долгосрочная аренда (до 70 лет), с правом субаренды,

- особый таможенный режим,

- упрощённый порядок въезда и выезда иностранных граждан.

3. Все вопросы, связанные с наймом, увольнениями, режимами рабочего времени, времени отдыха, социальной гарантии и компенсаций на предприятиях регулируются коллективными договорами и соглашениями, а также индивидуально трудовым договором.

Предприятия самостоятельно устанавливают условия и размер оплаты труда, другие доходы работников в т.ч. и в иностранной валюте выплачиваемые за счёт собственных средств.

Все вопросы оплаты труда, отпусков, пенсионного обеспечения иностранных граждан регулируется в индивидуальных контрактах, непосредственно с каждым работником.

Получаемая иностранными гражданами заработная плата в иностранной валюте может переводиться ими за границу.

Начисление заработной платы российским гражданам в иностранной валюте может переводиться на специальные счета в банке, либо выплачивается в виде чеков, рассчётно-кредитных карточек и др. безналичных платёжных средств для использования в специализирующихся магазинов.

Условия коллективных договоров и индивидуальных контрактов не должны ухудшать положение работников предприятий, расположенных в СЭЗ по сравнению с условиями, установленных законодательством РФ.

Дополнительные льготы и выплаты могут быть установлены органами власти и управления СЭЗ за счёт собственных средств (н-р более высокий уровень заработной платы и т.д.).

Т. 6 Правовое регулирование подготовительных действий российских организаций и предприятий к выходу на ВЭС.

1. Лицензирование

2. Квотирование

I. В системе правового регулирования ВЭД большое значение имеют

предварительные подготовительные действия, которые необходимы для непосредственного заключения внешнеэкономических контрактов. В 1991г. была отменена специальная регистрация предприятий и их объединений в качестве участников ВЭД. Всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям независимо от форм собственности было разрешено осуществление ВЭД, посреднической деятельности без специальной регистрации.

К подготовительным действиям в настоящее время относятся:

- лицензирование товаров, работ, услуг для последующего совершения ВЭС.

- квотирование товаров, работ, услуг.

Эти меры распространяются на все виды ВЭД, включая прямые производственные и научно-технические связи, прибрежную и приграничную торговлю, товарообменные операции.

Правительству России предоставляется исключительное право определять порядок лицензирования и квотирования товаров и услуг, ввозимых и вывозимых товаров РФ.

Лицензирование экспорта и импорта товаров применяется на определенный период времени:

1.По сделкам с продукцией, включенной в перечень товаров общегосударственного назначения.

2. По сделкам, осуществляемым в рамках ограничения экспорта и импорта.

3. Как предупредительная мера в отношении участников ВЭС, практикующих недобросовестную конкуренцию и наносящих своими операциями ущерб интересам государства.

Лицензии, выданные участникам ВЭС, не подлежат передаче другим юридическим лицам.

Различаются:

- генеральные лицензии

- разовые лицензии

Генеральные лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров по каждой отдельной сделке и выдаются на срок, необходимый для ее ведения, но не более 1 года. По мотивированной просьбе заявителю срок генеральной или разовой лицензии может быть продлен. Лицензии по сделкам осуществляются с товарами общегосударственного назначения, выдаются уполномоченными органами в соответствии с закрепленной за ними номенклатурой. При этом при выдаче лицензии могут даваться рекомендации по ценам продукции. Копия лицензии должна прилагаться к грузовой таможенной декларации и служит основанием для пропуска лицензированных грузов через государственную границу. Участники ВЭС обязаны направить в орган, выдавший лицензию, уведомление о заключении на их основе контракта с зарубежными партнерами.

Наличие заключенного контракта не освобождает российского участника от лицензирования. Лицензии выдаются на основании заявок участников ВЭС по установленной форме (бланк заявления). Решение о выдаче лицензии принимается не позднее 30 дней с момента поступления заявки. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть отправлено заявителю в письменной форме, и быть мотивированным.

II. Квотирование является одной из мер оперативного регулирования ВЭД и представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров, работ, услуг.

Ограничение экспорта и импорта вводится на определенные промежутки времени по отдельным видам товаров; странам, в тех случаях, когда это требует состояние платежных отношений, иные экономические и политические условия; в частности для;

- регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

- выполнения взятых на себя международных обязательств, связанных с регламентацией экспорта и импорта;

- достижение взаимовыгодных договоренностей на международных переговорах;

- принятие ответных мер на дискриминационные акции иностранных государств.

Ограничение экспорта, импорта производится соответствующим государственным органом в виде количественных или стоимостных квот на импорт или экспорт.

Все сделки, осуществляемые в рамках этих квот, подлежат обязательному лицензированию. Квотирование распределяется на ввоз товаров в счет погашения российских кредитов для объектов, сооружений на нашей территории.

Из установленного порядка подписания внешнеэкономических сделок предусмотрено 2 исключения:

1) этот порядок не распространяется на обязательства, подписываемые от имени учреждения ЦБ или Внешэкономбанка РФ, а также на операции по иностранному страхованию.

2) внешнеэкономические сделки, заключенные на аукционах и биржах, заключаются по правилам, действующим на соответствующих аукционах и биржах.

III. Непосредственным переговорам о заключении контракта в ряде случаев может предшествовать обмен письмами о намерении. Суть их состоит в том, что одна из сторон, заинтересованная в заключении контрактов и узнавшая о наличии возможного партнера, обращается к ней с просьбой ответить, есть ли у другой стороны желание и возможность по заключению сделки.

В своем письме сторона указывает общие, желательные для нее условия:

- предмет сделки

- возможные сроки ее исполнения

- ориентировочную цену

Понятие «обязательный статус» и порядок совершения внешнеэкономических сделок.

1. Понятие «обязательный статус» и внешнеэкономические сделки.

2. Форма и порядок подписания внешнеэкономических сделок.

3. Подготовка и заключение контрактов с иностранными контрагентами.

4. Способы обеспечения обязательств по внешнеэкономическим сделкам.

5. Исполнение внешнеэкономических сделок.

6. Ответственность и прекращение обязательств по внешнеэкономическим сделкам.

I. Внешнеэкономическая сделка – это действие юридических и физических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей с иностранным элементом. Внешнеэкономические сделки имеют свой обязательственный статус, т.е. установленное в отношении их обязательное правило, требование, закрепленное в правовых актах.

Обязательственный статус внешнеэкономических сделок определяет сферу их действий: т.е. какие-либо действия по товарообмену, работам, экспорту или импорту товаров либо оказание услуг, либо соглашение по результатам творческой деятельности.

В обязательственный статус внешнеэкономических сделок входят:

- решение вопроса о применимом в нем праве, т.е. какие правовые нормы применяются к данной сделке, либо это нормы национального права конкретного государства, либо нормы м/н договора. При этом большое значение для внешнеэкономических сделок имеют коллизионные нормы.

Внешнеэкономические сделки бывают:

- одно-

- двух-

- многосторонние

в зависимости от того, воля скольких лиц выражалась при их совершении.

В отдельных случаях во внешнеэкономическом обороте совершаются условные сделки, которые совершаются по отлагателям или отменительным условиям.

II. Важнейшей составной частью обязательственного статуса являются правила о форме и порядке подписания внешнеэкономических сделок. В соответствии с гражданским законодательством форма сделки подчиняется праву места ее совершения. В то же самое время имеются требования национального законодательства, когда форма внешнеэкономических сделок должна определяться только национальным законодательством. В нашей стране требования к форме и порядку подписания внешнеэкономических сделок определяется постановлением Совета Министров СССР от 1978г. «О порядке подписания внешнеэкономических торговых сделок». В соответствии с данным постановлением внешнеэкономическая сделка считается заключенной при условии ее подписания определенными лицами и при соблюдении письменной формы. Особенностью совершения внешнеэкономических сделок, заключенными российскими организациями является то, что за некоторым исключением они должны подписываться 2-мя лицами. К этим лицам относятся:

1. Лица, которым право подписания сделок принадлежит по должности (руководитель, заместители руководителя).

2. Лица, уполномоченные доверенностью, выданной за подписью руководителя.

Действующее законодательство не содержит каких-либо правил относительно содержания подписи указанных лиц. Организация вправе установить распределение обязанностей по подписанию сделок данной организации в зависимости от суммы; номенклатуры товаров; стран контрагентов и т.п. Для векселей и иных денежных обязательств, предусмотрено обязательное участие главного/старшего бухгалтера организации в подписании либо самих обязательств, либо доверенностей на право их совершения. Денежные обязательства должны быть подписаны руководителем или заместителем руководителя организации, либо лицами, уполномоченными доверенностями и главным или старшим бухгалтером, или лицом, уполномоченным доверенностью, подписанной руководителем организации и главным/старшим бухгалтером.

5. Исполнение обязательств осуществляется на основе общих принципов.

Наиболее ярко выделены следующие принципы:

1.Принцип надлежащего исполнения, согласно которому любое обязательство должно быть исполнено надлежащим образом по его предмету (наименование, количество, ассортимент, качество и т.д.), надлежащему лицу, в надлежащий срок. Данный принцип в международной практике еще именуется добросовестностью исполнения.

2. Принцип сотрудничества, согласно которому кредитор должен содействовать зависящими от него мерами в выполнении должником своей обязанности.

3. Принцип экономичности исполнения, на основании которого обязательство должно выполняться более экономично без лишних затрат, которые принимает на себя должник, если такими своими действиями он причиняет кредитору убытки.

Применение наиболее экономичного способа исполнения не должно расходиться с условиями контракта.

4. Принцип реального исполнения означает необходимо??????????? не заменяя его уплатой в неустойке или возмещению убытков кредитору.

5. Принцип презумпции действия обычая, на который стороны прямо не сослались в контракте, но о котором они знали или должны были знать, и который хорошо известен и постоянно соблюдается в договорах данного вида в соответствующей области торговли.

Исполнение внешнеэкономических сделок должно осуществляться с соблюдением правил деловой этики, при этом необходимо помнить, что ненадлежащие исполнения обязательств причиняют убытки не только другой стороне, но и снижают коммерческую репутацию неисправной стороны, а это может повлечь за собой включение в договоры, в том числе и с другими партнерами, повышенных требований и неблагоприятных для стороны условий (например, более высокая неустойка, дополнительные гарантии исполнения, снижение цены и т.д.).

VI. Ответственность за исполнение внешнеэкономических сделок – это меры, которые позволяют стимулировать надлежащее исполнение внешнеэкономических сделок и которые обеспечивают защиту имущественных интересов стороны, пострадавшей вследствие неисполнения договора. Как правило, ответственность может наступать в виде возмещения убытков (как реальной, так и упущенной выгоды), моральных убытков, т.е.

потерь коммерческой репутации;

уплаты неустойки (штрафа, пени);

соглашения сторон о предоставлении скидки с цены некачественного товара и т.д.

По сложившейся практике должник может быть освобожден от ответственности ввиду отсутствия в его действиях вины, либо вследствие того неисполнения договора нельзя считать неправомерным, при этом учитываются следующие обстоятельства:

1. Действия непреодолимой силы (забастовка, карантин); отказ государственного органа в выдаче лицензии на экспорт товаров, аннулирование ранее выданной лицензии, случай, т.е. обстоятельство, возникшее без вины должника; неоказание кредитором должнику надлежащего содействия в исполнении обязательства или совершения самим кредитором иных неправомерных действий при исполнении обязательства.

Любые внешнеэкономические сделки прекращаются, прежде всего, в их надлежащем исполнении, а также зачетом встречных требований соглашением сторон, невозможностью исполнения, ликвидации юридического лица или смертью гражданина.

Одностороннее расторжение контракта не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом или условиями контракта. Сторона, виновная в расторжении договора, обязана возместить другой стороне убытки.

Наши рекомендации