Правила купли-продажи отдельных видов товаров
Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Они утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, независимо от их организационно-правовой формы
Режим работы магазина или другого предприятия розничной торговли, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом (магазином или другим предприятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. Он обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, а также должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли. До сведения покупателей должно быть доведено с помощью вывески фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим работы. А если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
В обязанность продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для данного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.
Покупатель должен быть проинформирован, если приобретаемый им товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток. При продаже сертифицированных товаров продавец должен иметь в подтверждение факта сертификации подлинник сертификата или копию сертификата, заверенную в установленном порядке. Магазин или другое предприятие розничной торговли должны предоставить потребителю информацию об оказываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам и т. д.).Покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Он имеет право осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Цена реализуемых на данном предприятии товаров, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением тех случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. Покупателю могут быть предложены услуги в связи с продажей товаров только с его согласия. Он вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия. В случае доставки крупногабаритных товаров силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить их погрузку на транспортное средство покупателя. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом. Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Эти требования подлежат удовлетворению при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Это правило не распространяется на товары, не подлежащие обмену и включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товаров; возмещения расходов на устранение недостатков товара; расторжения договора купли-продажи. Одновременно покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В Правилах продажи отдельных видов товаров изложены особенности продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров; легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Особенности продажи продовольственных товаров. Кроме уже упоминавшейся информации о товаре, покупателю должна быть предоставлена в зависимости от свойств продовольственных товаров информация, содержащая: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки; сведения о пищевой ценности, весе или объеме; область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок); способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания); условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления; противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний.
Перед поступлением в торговый зал или иное место продажи товары должны выть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или увязочных материалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них необходимой документации и информации. На расфасованных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика. Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стандартов. По просьбе покупателя должна быть произведена нарезка гастрономических изделий. Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном виде.
Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви. До подачи в торговый зал эти товары должны пройти предпродажную подготовку (распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества, чистку, утюжку и т. д.). Товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и ростам и выставлены в торговом зале. Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно. Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха. На товарных ярлыках должны быть указаны: наименование товара, артикул, цена, размер (для одежды и т. д.) и рост (для одежды и белья). Покупателю должны быть предоставлены условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви. I
Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже должно производиться путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру. Для отмеривания всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, можно использовать вмонтированную в прилавок или стол клейменую металлическую мерную ленту. Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом, если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны. При отпуске товаров работник торгового предприятия должен в присутствии покупателя проверить качество товара (путем внешнего осмотра), а также точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки. Отпускаются товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю выдается товарный чек, в котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара. Чек должен быть подписан лицом, осуществляющим продажу.
Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения. До подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки товары должны пройти предпродажную подготовку. Образцы продаваемых товаров должны быть размещены в торговом зале и иметь ярлыки с указанием, наименования, марки, модели, артикула, цены товара. Необходимо также наличие кратких аннотаций, содержащих основные технические характеристики товара. По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. В его присутствии должно быть также проверено качество приобретаемого товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены. Вместе с приобретенным товаром покупателю также выдается товарный чек, содержащий все необходимые сведения.
Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров. Помимо обычных сведений о товарах информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях, способах и условиях применения. Парфюмерно-косметические товары перед подачей в торговый зал распаковываются и осматриваются, проверяется их качество и наличие необходимой информации. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, а также другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Необходимо также произвести проверку на функционирование аэрозольной упаковки товара в присутствии покупателя.
Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Продаже подлежат ювелирные украшения, предметы сервировки стола, украшения помещения и другие изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий и их сплавы), изделия с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней только при наличии на этих изделиях установленных в Российской Федерации оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Это требование распространяется как на изделия, произведенные в России, так и на изделия, ввезенные на ее территорию. Кроме того, изделия российского производства должны иметь оттиски именников изготовителей. Ограненные природные драгоценные камни могут продаваться только при наличии на каждый камень или набор продаваемых камней сертификата. Перед подачей в торговый зал изделия должны пройти предпродажную подготовку: осмотр и разбраковку; проверку наличия оттисков государственного пробирного клейма и именника изготовителя (для российского производства) или сертификатов, а также сохранность пломб и ярлыков. Ювелирные изделия должны иметь индивидуальную упаковку.