Процессуальный статус иностранных лиц 2 страница
трудником органов загса; б) удостоверение его подписи, печати и штампа должностным лицом Минюста России; в) удостоверение подписи должностного лица и печати Минюста России должностным лицом Департамента консульской службы МИДа России; г) удостоверение подписи должностного лица МИДа России в посольстве (консульстве) того государства, на территории которого предполагается использовать официальный документ. Дипломатическая или консульская легализация иностранных официальных документов не требуется в том случае, если документ исходит от учреждений и организаций государства — участника Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г.1 (вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г.). Согласно ст. 3, 4, 5 Конвенции 1961 г. иностранные официальные документы удостоверяются проставлением апо-стилякомпетентным органом государства происхождения документа2. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции 1961 г. Образец апостиля, приложенный к Конвенции, представляет собой оттиск специального штампа в виде квадрата со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов, а также заголовком на французском языке: APOSTILLE (Convention de la Haye du 5 October 1961)3. Таким образом, апостиль представляет собой специальный штамп, проставляемый учреждением иностранного государства по ходатайству подписавшего документ лица или любого предъявителя документа. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, в необходимых случаях также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. А вот подпись, печать или штамп, проставляемые на самом апостиле, не требуют никакого заверения. В соответствии со ст. 13 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (вступи-
1 Перечень стран - участниц Конвенции по состоянию на 1 ноября 1994 г.
см.: РЮ. 1999. № 12. С. 33.
2 В Российской Федерации апостиль проставляется в зависимости от харак
тера и содержания документа органами юстиции, записи актов гражданского
состояния, архивной службы, Министерства образования РФ.
3 Вестник ВАС РФ. 1996. № 12. С. 116; см. также: Низовскии Р. Апостиль //
ХиП. 1993. № 11. С. 136-142.
768 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
ла в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.) официальные документы, исходящие от учреждений и организаций стран — участниц Конвенции, принимаются российскими судами без какого-либо специального удостоверения, т. е. без легализации или проставления апостиля. Аналогичные нормы, упрощающие порядок представления и использования официальных иностранных документов в российских судах, могут содержаться также в двусторонних международных договорах РФ о правовой помощи.
Согласно ч. 2 ст. 408 ГПК РФ документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в России с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.
Наконец, следует отметить правило ч. 6 ст. ИЗ ГПК РФ, содержащее еще одну особенность правового регулирования процессуальных отношений с участием иностранных лиц: предусмотренные ст. 113 ГПК РФформы судебных извещенийи вызововприменяются и по отношению к иностранным лицам, если иной порядок не установлен международным договором РФ. Например, ст. 8 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам регламентирует содержание повестки и порядок вызова свидетеля и эксперта. В соответствии с этой нормой повестка о вызове свидетеля или эксперта не может содержать санкции на случай неявки вызываемого лица, свидетель и эксперт не могут быть привлечены к ответственности в связи с их показаниями или заключениями либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства. В повестке о вызове свидетеля и эксперта должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызываемые лица.
Судебный иммунитет
Судебный иммунитет1представляет собой изъятие одного государства, его физических и юридических лиц,а также международных организаций,обладающих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и внутренним законодательством правом на личную и (или) имущественную неприкосновенность, из-под юрисдикции другого государства.Судебный иммунитет является
1 Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas» — освобождение, избавление.
Глава 12. Международный гражданский процесс 769
одним из принципов международного права, содержание которого раскрывается в международно-правовых актах1 и нормах внутреннего (национального) законодательства. Принцип судебного иммунитета закреплен в ст. 401 ГПК РФ. В соответствии с этой нормой выделяются три категории субъектов — носителей судебного иммунитета: 1) иностранное государство (ч. 1 ст. 401); 2) официальные представители иностранного государства (ч. 3ст. 401); 3) международные организации (ч. 2 ст. 401). Поскольку судебный иммунитет берет свое начало в таких принципах международного публичного права, как равенство и суверенитет государств, то основными признаками субъекта права судебного иммунитета являются: а) выполнение им публично-правовых (суверенных или межгосударственных) функций; б) его непредставительный характер, означающий, что правоотношение судебного иммунитета возникает и функционирует для самого субъекта — обладателя иммунитета2. Рассмотрим содержание судебного иммунитета в отношении каждого из его носителей.
Государство как субъект верховной власти на' своей территории может в то же время выступать в качестве субъекта (участника) различных материальных правоотношений (см., например, абз. 2 п. 1 ст. 2, ст. 124-127 ГК РФ; ч. 2 ст. 4 ЖК РФ; п. 1 ст. 5 ГсК РФ). Так, при заключении сделки купли-продажи движимого или недвижимого имущества с иностранным физическим или юридическим лицом государство выступает не как субъект суверенной власти, а как особый субъект гражданских правоотношений. Поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государством обязательств по сделкам, заключенным с иностранными лицами, возникает вопрос о подсудности спора с участием одного государства судам другого государства. Отно-
1 Имеются в виду прежде всего Венские конвенции о дипломатических сно
шениях 1961 г., о консульских сношениях 1963 г., а также двусторонние кон
сульские конвенции, договоры о правовой помощи, конвенции и соглашения с
участием РФ о привилегиях и иммунитетах международных организаций, пра
вовом статусе должностных лиц и сотрудников международных организаций.
См., например: Минская конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийско
го экономического сообщества от 31 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4829;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным
союзом электросвязи об учреждении в Российской Федерации Зонального
представительства МСЭС от 15 декабря 2003 г. (ст. 5, 6, 7) // СЗ РФ. 2006.
№ 21. Ст. 2215.
2 См.: Международное право и советское законодательство / Под ред.
Г. И. Курдюкова. Казань, 1991. С. 120-121.
25 Гражданский процесс. Особенная часть
770 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
шения, связанные с предъявлением и разрешением исковых требований, направленных против иностранного государства, привлечением иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика, третьего лица, регламентирует наряду с международно-правовыми нормами ч. 1 ст. 401 ГПК РФ, где раскрывается содержание судебного иммунитета иностранного государства1. В основе судебного иммунитета государства лежит принцип «равный над равным власти не имеет»2.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 необходимо различать три разновидности судебного иммунитета иностранного государства. Во-первых, судебный иммунитет в собственном смысле этого слова. Во-вторых, иммунитет от предварительного обеспечения иска. В-третьих, иммунитет от принудительного исполнения судебных решений, вынесенных против иностранного государства. Первая разновидность судебного иммунитета — иммунитет в собственном смысле слова — означает неподсудность одного государства судам другого государства. Иными словами, предъявление в суде РФ иска против иностранного государства, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица допускается только с согласия компетентных органов иностранного государства. Например, 3 декабря 2003 г. в эфире радио «Россия» прозвучала информация, суть которой сводилась к тому, что из-за судебного иммунитета Французская ассоциация держателей царских займов не смогла предъявить иск против Правительства РФ и тем самым добиться возбуждения гражданского дела во французском суде ввиду отказа компетентных органов РФ на привлечение российского государства в качестве ответчика. Вторая разновидность судебного иммунитета иностранного государства — иммунитет от предварительного обеспечения иска — означает, что без согласия компетентных органов иностранного государства-ответчика российский суд не вправе налагать арест на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, а также предпринимать по отношению к этому имуществу иные меры по обеспечению иска. Третья разновидность судебного иммунитета иностранного государства —
1 См. также: Хлестова И. О. Российское законодательство об иммунитете
иностранного государства: тенденции развития // Журнал российского права.
2004. №7. С. 105-115.
2 См.: Лунц Л. А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 3. С. 857.
Глава 12. Международный гражданский процесс 771
иммунитет от принудительного исполнения судебного постановления, вынесенного против иностранного государства, — означает, что обращение взыскания на имущество иностранного государства в порядке исполнения судебного постановления допускается только с согласия компетентных органов государства-должника.
Таким образом, согласие компетентных органов иностранного государства на предъявление против него иска в российском суде еще не означает его согласие на применение к имуществу иностранного государства мер по обеспечению иска, а также мер по принудительному исполнению судебных решений, вынесенных против иностранного государства. На применение принудительных мер в отношении имущества, принадлежащего иностранному государству, в каждом отдельном случае требуется получение ясно выраженного дипломатическим или иным способом согласия компетентных органов государства-ответчика.Итак, сущность судебного иммунитета иностранного государства заключается в невозможности предъявления иска против иностранного государства, применения к его имуществу мер по обеспечению иска и мер принудительного исполнения судебного постановления без его на то согласия, если иное не предусмотрено международным договором или федеральным законом. Под «иным» в данном случае подразумевается отказ иностранного государства от применения судебного иммунитета либо заявление об установлении некоторых изъятий из него. Такой отказ или заявление может предусматриваться в нормах международных договоров РФ или федерального закона1.
Что касается официальных представителей иностранного государства,то в соответствии с ч. 3 ст. 401 ГПК РФ аккредитованные в РФ дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международны-
1 Например, Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18) содержит ст. 23, посвященную иммунитету государства. Согласно этой норме в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.
772 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
ми договорами РФ. Согласно абз. 2 п. 7 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» к другим лицам, пользующимся судебным иммунитетом, относятся, например, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены семей сотрудников дипломатических представительств, не являющихся гражданами государства пребывания, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства1.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют объем и содержание судебного иммунитета сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений, который (иммунитет) отличается от судебного иммунитета иностранного государства. Судебный иммунитет дипломатических агентов определяетсяследующим образом.
1. Сотрудники дипломатических представительств, а именно главы и члены дипломатических представительств, имеющие дипломатический ранг, именуемые дипломатическими агентами, пользуются в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломатический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций2. Иными словами, судебный иммунитет дипломатических агентов означает, что против них не могут предъявляться иски в российских судах, за исключением случаев, когда дипломати-
1 БВС РФ. 2003. № 12. С. 6.
2 БВС РФ. 2005. № 10. С. 3.
Глава 12. Международный гражданский процесс 773
ческие агенты действуют как частные лица за пределами своих официальных полномочий.
2. Члены семей дипломатических агентов пользуются аналогичнымсудебным иммунитетом при условии, что они совместно проживают с дипломатическими агентами и не являются гражданами государства пребывания (ч. 1 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
3. Судебный иммунитет распространяется на сотрудников административно-технического персонала дипломатических представительств (имеются в виду шифровальщики, переводчики, бухгалтеры и другие лица) в пределах их служебных полномочий при условии, что они не являются гражданами государства пребывания либо лицами, постоянно в нем проживающими (ч. 2 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
4. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей (ч. 2 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.), поэтому их нельзя обязать явиться в суд или грозить им применением мер уголовной ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний либо дачу заведомо ложных показаний.
Судебный иммунитет консульских агентов и иных сотрудников консульских учреждений определяется следующим образом.
1. Консул — должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций представляемого государства. В отличие от дипломатического представителя консул не представляет политические интересы государства. Поэтому государственный орган внешних сношений государства именуется «консульское учреждение», а не «представительство»1. В соответствии с п. 6 Положения о Консульском учреждении РФ сотрудники консульского учреждения и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.
2. Консульские агенты (глава консульского учреждения, консульские должностные лица), выполняющие консульские функции, консульские служащие, выполняющие административные
1 См. п. 1 Положения о Консульском учреждении РФ; Лукашук И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // РЮ. 1998. № 4. С. 25.
774 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
или технические обязанности в консульском учреждении, а также члены их семей1 не подлежат юрисдикции судебных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций или административных и технических обязанностей в консульском учреждении. Судебный иммунитет не распространяется на гражданские иски: а) вытекающие из договоров, заключенных с консульским агентом или консульским служащим, по которым они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; б) о возмещении вреда третьей стороне, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания вследствие дорожно-транспортного происшествия на суше, в море или в воздухе. Таким образом, сотрудники консульских учреждений пользуются судебным иммунитетом, за исключением двух случаев. Во-первых, когда они действуют как частные лица за пределами своих консульских функций, и, во-вторых, когда они действуют хотя и в рамках осуществления своих консульских полномочий, но в связи с причинением вреда жизни или здоровью источником повышенной опасности (транспортным средством, судном, воздушным судном). В отличие от дипломатических агентов консульские агенты несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда здоровью источником повышенной опасности.
3. Консульские агенты, консульские служащие, а также работники обслуживающего персонала могут вызываться в иностранный суд в качестве свидетелей по гражданским делам, они не вправе, кроме случаев, прямо оговоренных в консульских конвенциях, отказываться от дачи свидетельских показаний. В то же время за отказ консульских агентов от дачи свидетельских показаний к ним не могут применяться меры принуждения и наказания. Работники консульских учреждений не обязаны давать свидетельские показания по тем вопросам, которые
1 Вопрос о предоставлении судебного иммунитета по гражданским делам членам семей консульских агентов и консульских служащих решается в двусторонних консульских конвенциях по-разному. Например, ст. 19 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Арменией предоставляет судебный иммунитет от гражданской юрисдикции не только консульским агентам, но и членам их семей (СЗ РФ. 2005. № 17. Ст. 1486). А ст. 20 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Македонией иммунитет от судебной юрисдикции предоставляет только консульским агентам и консульским служащим (СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 641).
Глава 12. Международный гражданский процесс 775
связаны с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их деятельности официальную корреспонденцию и документы. Они не обязаны также давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.
4. Работники консульских учреждений, кроме консульских должностных лиц, являющиеся гражданами государства пребывания или постоянно проживающие в нем, и члены их семей1, а также частные домашние работники2 пользуются иммунитетом от судебной юрисдикции лишь в той степени, в какой он предоставлен им государством пребывания. Государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами таким образом, чтобы не создавать ненужных препятствий выполнению функций консульского учреждения.
Официальные представители иностранного государства и члены их семей, пользующиеся иммунитетами и привилегиями, обязаны, в свою очередь, уважать законы и правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания. Кроме того, представляемое государство вправе отказаться от судебного иммунитета работников дипломатических представительств, консульских учреждений и членов их семей. Такой отказ должен быть определенно выраженным, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. Отказ от иммунитета от юрисдикции по гражданским делам не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий в отношении решений, вынесенных российскими судами против работников дипломатических представительств, консульских учреждений и членов их семей. Относительно таких действий необходим отдельный отказ. Обращение в суд субъекта права судебного иммунитета с соответствующим требованием в том
1 «Член семьи» — это супруг или супруга работника консульского учрежде
ния, его несовершеннолетние дети и родители при условии, что они прожива
ют вместе с ним и находятся на его иждивении. См. п. 8 ст. 1 Консульского До
говора между РФ и КНР от 25 апреля 2002 г.; подп. 12 п. 1 ст. 1 Консульской
Конвенции между РФ и Румынией от 4 июля 2003 г. // СЗ РФ. 2004. № 4.
Ст. 244; 2006. № 6. Ст. 642.
2 «Частный домашний работник» — это лицо, состоящее исключительно на
частной службе у работника консульского учреждения. См. ст. 1 «Определения»
Консульских конвенций // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 613; 2003. № 41. Ст. 3948;
2004. № 4. Ст. 244; № 18. Ст. 1691; № 37. Ст. 3709, 3710; 2005. № 7. Ст. 493;
№ 17. Ст. 1486; 2006. № 6. Ст. 641.
776 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
случае, когда он мог бы воспользоваться иммунитетом от юрисдикции иностранного суда, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в случае предъявления против него встречного иска, связанного с основным иском.
И наконец, о судебном иммунитете международных организаций и их персонала. Всоответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК РФ международные организации подлежат юрисдикции судов РФ по гражданским делам в пределах, обозначаемых общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ. Судебный иммунитет международных организаций и их персонала определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями международных организаций со страной пребывания1. Предъявление в российском суде иска против международной организации, руководящие органы или представительства которой расположены на территории РФ, вытекающего из их официальной деятельности, привлечение к участию в деле в качестве ответчиков или третьих лиц, наложение ареста на имущество, принадлежащее международной организации и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения судебных решений допускается только с согласия или по требованию самой международной организации. Судебный иммунитет международной организации в отличие от иммунитета государства имеет договорную природу, поскольку предоставляется ей на основе многосторонних или двусторонних соглашений международной организации со странами или страной пребывания в силу функциональной необходимости. По мнению Т. Н. Нешатаевой2, защита международных организаций и их персонала от юрисдикции национальных судов преследует три цели: а) защиту международной организации от контроля со стороны отдельных государств — членов международной организации; б) защиту материальных и денежных ресурсов международной организации, не подпадающих под действие соответствующих контрольных механизмов государств, на территории которых располагаются штаб-квартира международной организации или ее отде-
1 См.: Лукашук И. Указ. соч. С. 24.
2 См.: Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс. С. 93—94.
Глава 12. Международный гражданский процесс 777
ление; в) защиту международной организации от налогового бремени. Таким образом, заключает автор, судебный иммунитет обеспечивает международной организации и ее персоналу такой правовой режим, при котором она сможет беспрепятственно осуществлять на территории государства пребывания свои полномочия международного характера, оставаясь при этом независимой от действия национального права и судопроизводства страны пребывания.
На территории Российской Федерации расположены руководящие органы и представительства ряда международных организаций, которые пользуются судебным иммунитетом на основании международных соглашений с участием России. К числу таких соглашений, в частности, относятся: Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г. (вступила в силу для Российской Федерации 25 июля 2001 г.); Соглашение между Российской Федерацией и Межгосударственным авиационным комитетом об условиях его пребывания на территории РФ от 20 октября 1995 г. (вступило в силу для Российской Федерации 14 декабря 1995 г.); Соглашение между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации от 29 сентября 1996 г. (вступило в силу для Российской Федерации 3 мая 2005 г.); Соглашение между Правительством РФ и Международной организацией труда о Бюро МОТ в Москве от 5 сентября 1997 г. (вступило в силу для Российской Федерации 24 сентября 1998 г.); Соглашение между Правительством РФ и Международной финансовой корпорацией о Постоянном представительстве МФК в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г. (вступило в силу для Российской Федерации 16 мая 2005 г.); Соглашение между Правительством РФ и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г. (вступило в силу для Российской Федерации 11 июля 2005 г.); Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) от 5 июня 1998 г. (вступил в силу для Российской Федерации 1 мая 1999 г.); Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. (вступила в силу для Российской Федерации 15 декабря 2002 г.); Соглашение между Правительством РФ и Евразийским экономическим сообществом об уело-
778 Раздел IV. Производство по делам с участием иностранных лиц
виях пребывания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС на территории РФ от 3 июля 2002 г. (вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 2003 г.); Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. (вступило в силу для Российской Федерации 18 сентября 2003 г.); Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов СНГ от 25 апреля 2003 г. (вступило в силу для Российской Федерации 28 июня 2005 г.); Рамочное Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 г. (вступило в силу для Российской Федерации 14 апреля 2004 г.); Соглашение между Правительством РФ и Международным союзом электросвязи об учреждении в Российской Федерации Зонального представительства МСЭС от 15 декабря 2003 г. (вступило в силу для Российской Федерации 20 февраля 2006 г.).
Анализ международно-правовых норм, регламентирующих правовой статус международных организаций и их персонала, позволяет вычленить четыре категории субъектов права судебного иммунитета. Это, во-первых, сама международная организация с ее имуществом и активами, расположенными на территории одного или нескольких государств — участников международной организации. Во-вторых, должностные лица и сотрудники штаб-квартиры международной организации, расположенной на территории одной из стран-участниц. В-третьих, постоянные (зональные) представительства международной организации, открываемые на территории стран — участниц международной организации, постоянные представители и сотрудники постпредства международной организации. Наконец, в-четвертых, представители государств — членов соответствующей международной организации. Указанные лица обладают различным объемом судебного иммунитета от гражданской юрисдикции, что проявляется в следующем.