Методические указания обучающимся
Программа производственной практики
Согласовано: Учебно-методическое управление «____»__________________201_г. ______________________________ | Утверждено на заседании кафедры (наименование кафедры, реализующей дисциплину) Протокол №___ от «__»______201_г. зав. кафедрой ___________________ |
Пермь, 2016
Вид практики, способ и форма проведения практики
Вид практики – производственная
Тип практики – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Способ проведения практики – выездная
Форма (формы) проведения практики – непрерывная (выделенная в календарном учебном графике).
Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» входит в Блок 2 «Практики» образовательной программы по направлениям подготовки (специальностям):
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Направленность: Гражданское право.
Цель практики – освоение практических аспектов отдельных специальных дисциплин в учреждениях и организациях, приобретение и совершенствования практических навыков.
Задачи практики:
1) ознакомление с нормативно-правовыми актами, приказами, распоряжениями, указаниями и инструкциями, регламентирующими деятельность организаций, принимающих студентов на практику, а также принимаемыми (издаваемыми) ими;
2) ознакомление со структурой данных организаций и учреждений;
3) участие в выполнении некоторых полномочий структурных подразделений баз практики;
4) приобретение навыков работы с процессуальными и иными документами;
5) приобретение навыков профессионального общения с различными категориями лиц при проведении приема граждан и во время присутствия на различных мероприятиях по реализации основных направлений деятельности указанных органов (проверках, следственных действиях, судебных заседаниях и др.);
Декан юридического факультета,
Профессор С.Г. Михайлов
Перечень планируемых результатов обучения
В ходе прохождения практики формируются следующие компетенции выпускника, которыми должен обладать бакалавр юриспруденции:
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-1);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).
Содержание и объем практики, формы отчетности
Направления подготовки | 40.03.01 Юриспруденция (Направленность: Гражданское право) |
№№ учебных периодов, выделенных для прохождения практики | 7, 8 |
Форма обучения | Очная |
Объем практики (з.е.) | 12 (по 6 в каждом семестре) |
Объем практики (ак.час.) | 432 (по 216 ак.час. в каждом семестре) |
Форма отчетности | Экзамен |
Направления подготовки | 40.03.01 Юриспруденция (Направленность: Гражданское право) |
№№ учебных периодов, выделенных для прохождения практики | |
Форма обучения | Заочная |
Объем практики (з.е.) | |
Объем практики (ак.час.) | |
Форма отчетности | Экзамен |
4. Перечень учебной литературы, необходимой для проведения практики
1. Адвокат: навыки профессионального мастерства (под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой). – М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Аминов И. И. Адвокатская этика : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Аминов И. И. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 303 с. Вахнин, И. Г. Техника договорной работы: учебное пособие / Вахнин И. Г. - Москва : Зерцало-М, 2015. - 268 с.
3. Воскобитова Л.А. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. – М.: Дело, 2001. – 416 с.
4. Гражданское право. Часть 1.Учебник.Гражданское право. Часть 1 / ред. Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И..-Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2012.
5. Гражданское право. Часть 2.Учебник.Гражданское право. Часть 2 / ред. Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И. .-Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2012.
6. Зенин И. А. Гражданское право: учебник / И. А. Зенин. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012.
7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М.: Норма, 2010.
8. Казаков В. Н. Профессиональные качества личности юриста в системе условий обеспечения права гражданина на оказание квалифицированной юридической помощи (проблемы теории и практики): монография / Казаков В. Н. – Москва : Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2014.
9. Пугинский Б. И. Правовая работа: учебник / Пугинский Б. И. - Москва: Зерцало, 2013. - 168 с.
10. Павлова О. А. Ораторское искусство юриста: учебное пособие / Павлова О. А. - Москва: Международный юридический институт, 2013. - 136 с.
Директор библиотеки ______________________________________ /Н.А. Петрова
5. Перечень ресурсов сети «Интернет», требуемых для проведения практики
Для проведения практики использование ресурсов сети «Интернет» не предусмотрено.
6. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики
Образовательный процесс по практике «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» предполагает использование следующего программного обеспечения и информационных справочных систем: СПС КонсультантПлюс, СПС Гарант, СПС Кодекс и др.
7. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики
Материально-техническое обеспечение практики должно быть достаточным для достижения целей практики и соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, требованиям техники безопасности при проведении учебных работ. Обучающимся должна быть обеспечена возможность доступа к информации, необходимой для выполнения задания по практике и написанию отчета. Организации и учреждения обеспечивают рабочее место обучающихся компьютерным оборудованием с доступом в сеть «Интернет» и справочно-правовые системы в объемах, достаточных для достижения целей практики.
Методические указания обучающимся
8.1. Оформление прохождения практики.
Основанием оформления студентов для прохождения практики за пределами ПГНИУ является:
– договор между ПГНИУ и базой практики;
– программа практики.
Студент обязан принять участие в собрании по организации производственной практики. Собрание проводится руководителем практики за 2 месяца до даты начала периода практики. На собрании студенту сообщается информация о практике, порядке её организации и прохождения, базах практики, с которыми ПГНИУ заключил соответствующие договоры, проводится инструктаж по технике безопасности, выдается дневник.
Не позднее чем через 2 недели после собрания студент должен сообщить руководителю практики о месте прохождения учебной практики, сообщить свои контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты) для связи.
В случае прохождения производственной практики в организации, с которой у ПГНИУ не заключен договор на прохождение практики, студент обязан обеспечить подписание такого договора не позднее, чем за месяц до даты начала периода практики. Заключение договора менее чем за месяц до даты начала периода практики не допускается.
Прохождение практики в организации, с которой у ПГНИУ не заключен соответствующий договор, не допускается.
За месяц до даты начала периода практики формируется список студентов с указанием базы практики для подачи электронной заявки в ЕТИС. На основе утвержденной заявки формируется проект приказа.
В случае несообщения студентом руководителю о месте прохождения практики такой студент не включается в электронную заявку в ЕТИС (приказ) и не считается прошедшим производственную практику.
После утверждения электронной заявки и издания приказа студенту, направляемому на практику за пределы г. Перми, выдается удостоверение.
8.2. Обязанности студента при прохождении практики:
– своевременно прибыть на место прохождения практики;
– добросовестно и качественно выполнять задания руководителей практики;
– систематически вести записи в дневнике, отражая ежедневную работу с фиксацией результатов выполненной работы, фактических материалов, наблюдений, оценок и выводов как фрагментов будущего отчета;
– соблюдать трудовую (служебную) дисциплину, порядок, установленный в органе или организации;
– выполнять относящиеся к практике указания руководителя практики;
– изучать и собирать необходимые для защиты практики материалы и документы;
– вести дневник прохождения практики в течение всего срока её прохождения с указанием всех выполняемых поручений и юридически значимых действий.
Во время прохождения практики студент обязан совершенствовать свои знания по изученным дисциплинам, приобретать навыки практической работы, умело применять теоретические знания. Студенту запрещается принимать решения, не санкционированные руководителем практики, разглашать сведения о профессиональной деятельности организации, по своему усмотрению вносить изменения в график работы.
8.3. Оформление результатов прохождения практики
Студент обязан представить на защиту практики отчет.
Отчет отражает выполнение программы практики, индивидуального задания, а также заданий и поручений, данных руководителем практики от соответствующей организации.
Отчёт включает:
- титульный лист;
- текст отчета в письменной форме;
- характеристику-отзыв (2 экз.) (заверенную печатью), подписанную непосредственным руководителем практики и руководителем соответствующей организации, в которой она проводилась;
- дневник работы студента-практиканта. Заполняется в соответствии с разделами дневника. Ежедневное выполнение заданий подтверждается подписью непосредственного руководителя по месту прохождения практики;
- проекты процессуальных и иных документов, составленные студентом и заверенные руководителем практики (10-15 шт.), которые должны быть по описи систематизированы, подшиты и пронумерованы.
В отчёте необходимо отразить:
– время и место прохождения практики;
– содержание работы, проделанной студентом на практике, степень выполнения программы практики;
– выводы о закреплении и углублении теоретических знаний по специальности, приобретении практических навыков правоприменительной деятельности;
– информацию о трудностях, имевших место в процессе прохождения практики;
– спорные теоретические и практические вопросы, возникавшие в ходе практики (о применении норм права, о порядке производства тех или иных действий, о содержании и форме составленных документов и др.) и предложения по их разрешению;
– недостатки и упущения при прохождении практики;
– предложения по улучшению организации практики;
– выводы о том, в какой мере практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний и приобретению практических навыков.
Отчёт должен носить не только информационный, но и оценочно-аналитический характер. Отчёт подписывается студентом.
9. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ п/п | Контролируемый этап практики/раздел практики | Код контролируемой компетенции (или ее части) |
1 | Подготовительный этап: согласование программы практики | ОК-5, ПК-1 |
Содержательный этап | ||
Знакомство с организацией, изучение условий ее функционирования | ОК-5, ОК-6 | |
Изучение нормативно-правовых документов и нормотворческой деятельности организации | ПК-1, ПК-8 | |
Изучение правоприменительной практики организации | ОК-6, ПК-1, ПК-6 | |
Участие в практической деятельности организации | ПК-1, ПК-6, ПК-8, ПК-10 | |
3 | Результативно-аналитический этап | ПК-1, ПК-6 |
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
Коды компетенций | Название компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов практики | |||
Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |||
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Выполнение порученных заданий, соблюдение трудовой (иной) дисциплины | Задания не выполнены ни самостоятельно, ни при участии непосредственного руководителя практики по месту её прохождения. Дисциплина нарушалась. Документы о прохождении практики не оформлены | Самостоятельно задания не выполнялись, но выполнялись при участии непосредственного руководителя практики. Замечания к дисциплине. Документы о прохождении практики оформлены | Задания выполнялись самостоятельно. Замечаний к дисциплине нет. Правильно оформлены документы о прохождении практики; пакет документов полный. | Задания выполнялись самостоятельно с проявлением инициативы, проявлением имеющихся теоретических знаний. Замечаний к дисциплине нет. Правильно оформлены документы о прохождении практики; пакет документов полный. |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Приобретение навыков правового анализа поведения с точки зрения его коррупционности | Не способен выполнять правовой анализ поведения, отсутствует желание приобретения данных навыков, конформистское отношение к праву и закону | Не проявляет данных к возможности выполнения правового анализа, но выражает соответствующее намерение | Способен выполнять правовой анализ поведения на предмет его коррупционности под руководством научного руководителя, уважительно относится к праву и закону | Способен выполнять правовой анализ поведения на предмет его Проявляет инициативу в соответствующей деятельности. Активная жизненная позиция, отражающая уважение к праву и закону |
ПК-1 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Приобретение навыков практической деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Навыки практической деятельности не приобретены за период практики | Не проявляет данных к возможности выполнения практической деятельности, но выражает соответствующее намерение | Способен выполнять практические задания под руководством научного руководителя, имеются незначительные ошибки в выполнении заданий | Практические задания выполнены самостоятельно и инициативно. Проявляет развитое правосознание, правовое мышление и правовую культуру |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Приобретение навыков юридической квалификации жизненных обстоятельств | Навыки юридической квалификации жизненных обстоятельств не приобретены за период практики | Не проявляет данных к возможности выполнения юридической квалификации, но выражает соответствующее намерение | Способен выполнять юридическую квалификацию жизненных обстоятельств под руководством научного руководителя, имеются незначительные ошибки в выполнении заданий | Практические задания по юридической квалификации жизненных обстоятельств выполнены самостоятельно и инициативно. Проявляет развитое правосознание, правовое мышление и правовую культуру |
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Приобретение практических навыков в области обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Соответствующие практические навыки не приобретены за период практики | Не проявляет данных к возможности выполнения обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, но выражает соответствующее намерение | В ходе выполнение задания проявил уважение к таким ценностям, как законность и правопорядок | В ходе выполнение задания проявил уважение к таким ценностям, как законность и правопорядок. Проявил инициативу в их соблюдении и укреплении |
ПК-10 | способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | Приобретение практических навыков в области выявления, пресечения правонарушений | Соответствующие практические навыки не приобретены за период практики | Не проявляет данных к возможности выполнения обязанностей по пресечению и раскрытию правонарушений, но выражает соответствующее намерение | Способен выполнять обязанностей по пресечению и раскрытию правонарушений под руководством научного руководителя, имеются незначительные ошибки в выполнении заданий | Практические задания по пресечению и раскрытию правонарушений выполнены самостоятельно и инициативно. |
Оценочные средства
Вид мероприятия промежуточной аттестации: экзамен.
Способ проведения мероприятия промежуточной аттестации: оценка по практике в рамках промежуточной аттестации определяется на основе критериев оценки результатов практики.
Показатели оценивания
Уровень сформированности компетенций – ниже порогового (компетенции не сформированы). Студент владеет фрагментарными знаниями и не умеет применить их на практике, не выполнил программу практики, не получил положительной характеристики, не проявил инициативу, не представил рабочие материалы, не проявил склонностей и желания к работе, не представил необходимую отчетную документацию. При устной защите не дал ни одного адекватного ответа | Неудовлетворительно |
Уровень сформированности компетенций – пороговый (компетенции сформированы не полностью). Студент выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности, допустил существенные ошибки при выполнении заданий практики, демонстрирует недостаточный объем знаний и низкий уровень их применения на практике; неосознанное владение инструментарием, низкий уровень владения методической терминологией; низкий уровень владения профессиональным стилем речи; низкий уровень оформления документации по практике; отчет носит описательный характер, без элементов анализа. При устной защите отчета ответил на некоторые поставленные вопросы и (или) допустил ошибки | Удовлетворительно |
Уровень сформированности компетенций – достаточный (компетенции сформированы на должном уровне). Студент демонстрирует достаточно полные знания всех профессионально-прикладных и методических вопросов в объеме программы практики; полностью выполнил программу, но допустил незначительные ошибки при выполнении задания, владеет инструментарием методики в рамках своей профессиональной подготовки, умением использовать его; грамотно использует профессиональную терминологию при оформлении отчетной документации по практике; описывает и анализирует выполненные задания. Текст отчета по практике изложен неполно и (или) имеются незначительные ошибки. При устной защите отчета ответил на большую часть поставленных вопросов и (или) допустил незначительные ошибки | Хорошо |
Уровень сформированности компетенций – высокий (компетенции сформированы полностью). Студент своевременно выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, показал глубокую теоретическую, методическую, профессионально-прикладную подготовку; умело применил полученные знания во время прохождения практики, показал владение традиционными и альтернативными методами, современными приемами в рамках своей профессиональной деятельности, точно использовал профессиональную терминологию; ответственно и с интересом относился к своей работе, грамотно, в соответствии с требованиями сделал анализ проведенной работы; отчет по практике выполнил в полном объеме. При устной защите отчета ответил на все поставленные вопросы | Отлично |
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Типовые задания производственной практики, проводимой в органах государственной власти и местного самоуправления
– Подготовка аналитической справки по конкретной правовой ситуации.
– Подготовка проекта решения по обращению гражданина или организации.
– Систематизация правовой документации.
– Оформление материалов юридических дел.
– Изучение структуры органа государственной власти.
– Выявление особенностей взаимодействия структурных подразделений.
– Подготовка проекта запроса документов и материалов.
Типовые задания производственной практики, проводимой в адвокатских образованиях:
– Оформление материалов гражданских дел.
– Участие в опросе клиента.
– Подготовка проекта юридического заключения.
– Составление проекта искового заявления.
– Участие в судебном заседании.
Типовые задания производственной практики, проводимой в юридических подразделениях коммерческих организаций
– Подготовка проекта претензии или ответа на претензию.
– Подготовка проекта искового заявления.
– Подготовка проекта юридического заключения.
– Подготовка проекта договора или протокола разногласий к договору.
– Участие в судебном заседании.
Типовые задания производственной практики, проводимой в судах:
– Участие в подготовке к судебному заседанию, оповещении участников процесса.
– Составление проектов судебных писем и запросов.
– Участие в оформлении результатов протоколирования судебного заседания.
– Участие в структурировании и систематизации архивных дел.
– Оформление материалов гражданских и уголовных дел, находящихся на рассмотрении суда.
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Защита практики представляет собой форму итогового контроля прохождения студентом практики. Она проходит в форме экзамена на заседании комиссии, в состав которой входят преподаватели кафедр и руководитель практики от Кафедры.
Процесс защиты практики включает: выступление студента, ответы на вопросы членов комиссии.