Административно_правовой статус иностранных граждан и лиц
Без гражданства
Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее
территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без
гражданства определяется законодательством РФ, а также международными договорами РФ.
Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в РФ,
являются Конституция РФ (ст. 62, 63), федеральные законы от 25 июля 2002 г. "О правовом
положении иностранных граждан в РФ"
и от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
постановления Правительства
РФ3
Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны
иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую
дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Основаниями для
оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются: письменное
обращение (лично или через представителя) в дипломатическое или консульское учреждение
РФ; по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления
которого устанавливается Правительством РФ; надлежащим образом оформленный договор о туристской поездке.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше
трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об
отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными
договорами РФ.
Основания для отказа в разрешении въезда и выезда установлены Федеральным законом
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Этим же
законом установлен также порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без
гражданства через территорию РФ.
Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или
временно, обязаны подчиняться ее законам.
Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством РФ и заключаемыми РФ
международными договорами.
Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ и
временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые
последствия. Иностранные .граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они
на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на ином законном основании,
считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют
больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в
вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут
обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами
или международным договором РФ.
РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без
гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без
гражданства уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане и лица без
гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с
гражданством РФ. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из
международных договоров, административное законодательство РФ предоставляет
иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества,
установленные для граждан РФ.
Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами:
на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного
самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на
неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрану здоровья и медицинскую
помощь; на образование; на свободу совести и т. д.
Но в отличие от граждан РФ для иностранных граждан установлены ограничения в
области труда, связанные с их принадлежностью другому государству. Например, они не
пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной
власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на
отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти дол-
жности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам РФ.
Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений РФ пользуются правами и несут
все обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством, действующим на
территории РФ.
При соблюдении установленных правил проживания в РФ иностранные граждане имеют
право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места
жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны обще-
ственного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы.
Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие
в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на
жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ,
обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.
За нарушение Правил пребывания иностранных граждан в СССР и Правил транзитного
проезда через территорию СССР (ныне — Российской Федерации) иностранные граждане
привлекаются к ответственности в соответствии с Законом СССР о правовом положении
иностранных граждан в СССР в части, не противоречащей законодательству РФ.
Правовое положение иностранных граждан в РФ, пользующихся привилегиями и
дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством РФ,
международными договорами РФ, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом
от административной юрисдикции нашей страны.
Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются
изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей
свободой на пересечение границ РФ ввиду их "прозрачности" и др. Эти изъятия уста-
навливаются соглашениями между государствами—участниками СНГ.