Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
Самостоятельная работа
Тема СРС | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-тво часов | Кол-во баллов |
2 семестр | ||||
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права и наука | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. В научной литературе изложена концепция о совпадении предмета конституционного права Российской Федерации и предмета всего российского права в целом. Ваше мнение на этот счет? Какова специфика общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права России? 2. Используя Конституцию Российской Федерации и другие источники конституционного права, приведите примеры норм-дефиниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; конкретно-регулятивных и общерегулятивных норм. 3. Приведите примеры юридических фактов, которые являются основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. 4. Как соотносятся понятия «институт отрасли конституционного права России» и «подотрасль конституционного права России»? Назовите конкретные институты и подотрасли конституционного права России. 5. Приведите примеры конституционно-правовых отношений, в которых одним из субъектов выступает: а) многонациональный народ Российской Федерации; б) Российская Федерация; в) субъекты Российской Федерации; г) органы местного самоуправления. 6. В дореволюционный и советский периоды изучаемая отрасль права именовалась государственным правом, а в настоящее время —конституционным. Чем обусловлено такое изменение? Как соотносятся между собой понятия «государственное» и «конституционное» право? Какие точки зрения на этот счет существуют в литературе? 7. В последнее время ряд авторов выдвинули предложение о выделении конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации. Можно ли считать данное право новой самостоятельной отраслью российской правовой системы? Какие аргументы приводят сторонники выделения конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации и какой смысл они вкладывают в это понятие? Как соотносится данное понятие с понятиями «конституционное (уставное) законодательство субъектов Российской Федерации», «региональное право» и «региональное конституционное право»? | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 2 Конституция Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Какие органы государственной власти осуществляют охрану Конституции Российской Федерации? 2. Назовите причины появления новых конституций. Какими факторами была обусловлена необходимость принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.? Существуют ли в настоящее время объективные причины для принятия новой конституции? Какие мнения на этот счет высказываются в научной литературе? 3. Каковы недостатки действующей Конституции Российской Федерации? 4. Обладает ли юридической силой преамбула Конституции Российской Федерации? Каково ее предназначение в структуре Конституции? 5. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию Российской Федерации непосредственно? 6. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Можно ли, исходя из этого, разработать проект новой конституции Российской Федерации, вынести его на референдум и принять? Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 3 Основы конституционного строя Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Что отличает власть многонационального народа от иных видов социальной власти? Каковы свойства власти народа? 2. Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета? Каково соотношение народного и национального суверенитета? 3. Как соотносятся принцип народовластия и право народов на самоопределение (ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Конституции РФ)? 4. Предполагает ли народовластие деятельность профессионального государственного аппарата? Совместима ли с принципом народовластия президентская республика? 5. Конституция РФ говорит об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). К какой из этих трех ветвей власти относятся резидент РФ, прокуратура? 6. Как соотносятся между собой разделение власти (ст. 10 Конституции РФ) и разграничение предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 5; ч. 3 ст. 11 Конституции РФ)? 7. Что означает термин «многопартийность» (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ)? 8. Можно ли рассматривать референдум как волю всего народа? 9. Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как государство с республиканской формой правления. Каковы сущность и отличительные признаки республики? Назовите виды республик. 10. Несколько известных предпринимателей обратились с письмом к Президенту Российской Федерации, в котором просили его назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, поскольку действующие налоги и сборы, по их мнению, тормозят развитие экономических отношений. Вправе ли президент пойти навстречу предпринимателям и назначить указанный референдум? 11. В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что предусматриваемое п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ст. 111, 12. Конституции Российской Федерации право Президента РФ распускать Государственную Думу противоречит принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции. В жалобе содержалось требование устранить из Конституции те ее предписания, которые противоречат принципу разделения властей. Оцените изложенную в жалобе позицию. Какое решение, на ваш взгляд, по данной жалобе должен принять Конституционный Суд? Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 4. Конституционный статус личности в России | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Как соотносятся понятия «конституционно-правовой статус личности», «правовой статус кандидата на должность Президента Российской Федерации» и «конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации». Можно ли одновременно использовать данные понятия применительно к одному лицу? 2. Определите основные различия в правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев. 3. В Конституции Российской Федерации устанавливается, что все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Однако в законодательстве предусматриваются дополнительные привилегии для различных категорий граждан. Например, депутатам Государственной Думы Российской Федерации разрешено использовать автомобили со специальными сигналами и регистрационными номерами, дающими преимущества перед другими участниками дорожного движения. Нет ли здесь противоречия? 4. Кто относится к категории соотечественников за рубежом? Какие меры государственной поддержки по отношению к ним предусмотрены законодательством Российской Федерации? 5. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, дающие лицу право получить статус беженца или вынужденного переселенца? На ком лежит обязанность по установлению этих обстоятельств? 6. Назовите международные акты, посвященные правовому статусу человека и гражданина. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 5 Государственное устройство Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Обладают ли суверенитетом субъекты Российской Федерации? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации? 2. Назовите особенности конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации. 3. Являются ли континентальный шельф и исключительная экономическая зона частью территории Российской Федерации? 4. Охарактеризуйте порядок осуществления субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей. 5. Жители одной из республик Северного Кавказа предложили вынести на республиканский референдум вопрос о выходе из состава Российской Федерации и образовании самостоятельного государства. При этом они ссылались на ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право народов на самоопределение. Дайте правовую оценку указанной инициативе. 6. Что представляет собой институт федерального вмешательства? Каковы его механизмы? Дайте характеристику формам участия субъектов Российской Федерации в решении общефедеральных вопросов в России. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 6 Избирательная система России | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Имеют ли право в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства участвовать в выборах? Мотивируйте свой ответ ссылками на нормы действующего законодательства. 2. Правомерно ли проведение в России безальтернативных выборов? Сравните правовые основания признания выборов несостоявшимися и недействительными. Какие правовые последствия наступают в обоих случаях? 3. Чем информирование избирателей отличается от предвыборной агитации? Какова позиция Конституционного Суда Российской Федерации на этот счет? 4. Как соотносятся между собой понятия «повторное голосование», «повторные выборы», «дополнительные выборы»? 5. Что такое «избирательный залог»? На каких выборах возможно его применение? 6. Какие действия следует рассматривать в качестве подкупа избирателей? 7. Письменно систематизируйте меры конституционно-правовой ответственности, применяемые: а) к кандидатам, б) избирательным комиссиям, в) членам избирательных комиссий. 8. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Зачет | ||||
3 семестр | ||||
Тема 7 Президент Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). 2. Какую власть осуществляет Президент Российской Федерации? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной юридической литературе? 3. Назовите и охарактеризуйте элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. 4. Губернатор одного из субъектов Российской Федерации принял постановление, противоречащее Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Какие действия может предпринять Президент 5. Российской Федерации в данной ситуации? Может ли он, будучи гарантом Конституции России, отменить постановление губернатора? 6. Какая избирательная система применяется на выборах Президента Российской Федерации? 7. Федеральное Собрание России приняло федеральный конституционный закон и направило его Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Однако глава государства отказался подписывать закон, не мотивировав при этом свое решение. Дайте правовую оценку действиям президента и сформулируйте конкретные предложения по выходу из данной ситуации. 8. Может ли один и тот же гражданин Российской Федерации занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд? 9. Может ли быть Президентом Российской Федерации гражданин, имеющий судимость за совершение тяжкого преступления? 10. Вправе ли Президент Российской Федерации отстранить Генерального прокурора РФ в случае возбуждения в отношении него уголовного дела? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации? 11. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 8 Федеральное Собрание Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Каков порядок избрания члена Совета Федерации — представителя от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации? Каков срок его полномочий? 2. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? 3. В чем выражается неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации? 4. В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто используется понятие «нулевое чтение федерального закона». Что оно означает? 5. В чем состоит отличие свободного мандата депутата от императивного? Свободен ли депутат, избиравшийся по партийным спискам, в голосовании по вопросам повестки дня пленарных заседаний Государственной Думы? 6. Что такое «депутатская фракция» и как она образуется? 7. Письменно представьте структуру палат Федерального Собрания Российской Федерации. 8. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 9 Федеральные органы исполнительной власти | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. В чем состоит специфика исполнительной власти в Российской Федерации? 2. Возможно ли установление неприкосновенности членов Правительства Российской Федерации? 3. Каковы полномочия Правительства Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации? Вправе ли правительство издавать постановления по предметам сов-местного ведения? Какую правовую позицию по данным вопросам сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации? 4. Вправе ли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства издавать правовые акты? Мотивируйте свой от-вет ссылками на конкретные примеры из практики. 5. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 10 Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Какова юридическая природа органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации)? 2. Гражданин Петрушин С. Ю. в 1998 г. с отличием окончил юридический факультет Тюменского государственного университета. 3. После этого он три года работал в прокуратуре Ленинского района г. Тюмени. С 2001 по 2005 г. Петрушин С. Ю. занимался частной юридической практикой, создав ООО «Правовая аналитика». В начале 2006 г. Петрушин С. Ю. обратился в квалификационную коллегию судей 4. Тюменской области с заявлением, в котором выразил желание стать судьей одного из районных судов области. Какое решение может принять квалификационная коллегия судей? 5. Как формируется квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации и кто входит в ее состав? Какова процедура назначения на должность: а) судей судов общей юрисдикции; б) судей конституционных (уставных) судов субъектов федерации; в) мировых судей? 6. Гражданин Колчанов С. И. направил в Конституционный Суд Российской Федерации жалобу на решение уставного суда 7. Свердловской области. Законны ли его действия? Аргументируйте свою позицию ссылками на конкретные правовые нормы. 8. Письменно представьте общую структуру органов прокуратуры в Российской Федерации. 9. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 11 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Каковы полномочия субъектов Российской Федерации в области установления их собственной системы органов государственной власти? 2. Назовите формы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Государственной Думой и Советом 3. Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 4. Каковы причины учреждения двухпалатных законодательных (представительных) органов государственной власти в отдельных субъектах Российской Федерации? 5. Кто определяет структуру и систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации? 6. Сколько депутатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут работать на постоянной основе? 7. Какое место в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации занимают избирательные комиссии субъектов Российской Федерации? 8. Может ли в состав высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации входить выборное должностное лицо местного самоуправления; федеральный государственный гражданский служащий? 9. Чем обусловлена численность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации? 10. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Тема 12 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации | Проработка лекционного материала-2ч. Подготовка к семинарскому занятию-2ч. Подготовка к промежуточной аттестации-2ч. Выполнение задания по теме-20 ч. 1. Что следует понимать под наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями? Каков порядок наделения данными полномочиями? 2. Глава Тимирязевского муниципального района И. Н. Безиков был избран представительным органом данного муниципального образования из его состава. По истечении двух лет работы главы инициативная группа жителей муниципального образования обратилась к депутатам представительного органа с предложением отозвать его с должности за «отсутствие результатов по решению проблем района». Какое решение должны принять депутаты? Можно ли отозвать главу муниципального образования, избранного представительным органом из его состава? 3. Существует ли специфика организации местного самоуправления в местах проживания коренных малочисленных народов Севера? 4. Чем территориальное общественное самоуправление отличается от местного самоуправления? 5. Назовите местные налоги. Какими нормативными правовыми актами они устанавливаются? 6. Что входит в состав муниципальной собственности? 7. Анализ научной статьи из периодической печати по изучаемой теме. | Проверка на семинарском занятии по данной теме | ||
Итого | ||||
Экзамен |
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
В устной форме коллоквиум
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форе тестовые задания,
–тестовые задания в электронной форме в личном кабинете преподавателя
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Выполнение заданий в системе moodle в электронной форме
Задания в системе Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
Тематика курсовых работ
Рабочим учебным планом курсовая работа не предусмотрена
5.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине *
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) | наименование оценочного средства |
Конституционное право России как отрасль права и наука | (ПК-19) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-18) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ОК-7) | |||
Конституция Российской Федерации | (ПК-19) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-18) | |||
(ПК-9) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
Основы конституционного строя | (ПК-19) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование ия | |
(ПК-18) | |||
(ПК-9) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | ||
Конституционный статус личности в Российской Федерации | (ПК-19). | ||
(ПК-16) | |||
(ПК-9) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
Государственное устройство Российской Федерации | (ПК-8) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
Избирательная система России | (ПК-16) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-9) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ПК-8) | |||
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
Президент Российской Федерации | (ПК-8) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ОК-2) | |||
Федеральное Собрание – парламент России | (ПК-8) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ОК-2) | |||
Федеральное Собрание – парламент России | (ПК-8) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ОК-2) | |||
Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | (ПК-16) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-15) | |||
(ПК-8) | |||
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | (ПК-17) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-16) | |||
(ПК-8) | |||
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) | |||
(ПК-8) | |||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | (ПК-17) | Задача Тест Кейс-задачи Разноуровневые задания Собеседование | |
(ПК-16) | |||
(ПК-8) | |||
(ПК-4) | |||
(ПК-3) | |||
(ПК-2) | |||
(ПК-1) | |||
(ОК-10) | |||
(ОК-2) |
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.