Источники коммерческого права
Предмет, метод и принципы
Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commer- cium» — «торговля».
Предмет коммерческого права — регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права — коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.
Метод правового регулирования — способы и приемы регулирования отношений между субъектами с учетом отличительных черт предметов правового регулирования. Для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений.
Диспозитивный метод регулирования подразумевает:
1. равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;
2. возможность выбора участниками торговых отношений вариантов своих действий в процессе организации торговой деятельности;
3. возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.
Для некоторых отношений, которые регулируются коммерческим правом, характеренимперативный метод. Он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, которые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Таким образом, в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования используются как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.
Принципы коммерческого права:
1. признание равенства участников коммерческих отношений, которые регулируются гражданским законодательством;
2. неприкосновенность собственности;
3. свобода договора;
4. запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;
5. беспрепятственное осуществление гражданских прав;
6. восстановление нарушенных прав;
7. судебная защита нарушенных прав;
8. дозволенная направленность частноправового регулирования.
Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает собственникам возможность обладания своими полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Принцип свободы договора предполагает возможность предпринимателей самостоятельно решать вопросы заключения, изменения, расторжения договора, определять виды договоров и их условий, выбирать контрагентов по договору, если это не противоречит законодательству.
Принцип беспрепятственного осуществления частных прав закреплен в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и характеризуется свободным использованием своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Принцип равенства участников коммерческих отношений создает равноправные условия для предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Принцип судебной защиты нарушенных правзакрепляется Конституцией РФ (ст. 46), по которой нарушенные права защищаются в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством РФ.
Источники коммерческого права
Источник права — нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Российской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.
По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:
1. Конституция РФ;
2. Федеральные законы;
3. подзаконные нормативно-правовые акты;
4. законы и иные акты субъектов РФ;
5. нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат современному законодательству;
6. международные договоры, действующие в РФ. Конституция РФ является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права. Это единство экономического пространства на территории России;
7. свобода предпринимательской и иной экономической деятельности;
8. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
9. поддержка конкуренции;
10. закрепление права частной собственности наравне с другими формами собственности;
11. свободное использование способностей на труд;
12. право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д. Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных
как для гражданского, так и для коммерческого права. Граждан-
ский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:
1. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 «Об утверждении Устава автомобильного транспорта РСФСР»;
2. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ);
3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ);
4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ);
5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:
1. Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о товарах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;
2. Федеральный закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Целями этого закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон обязывает производителей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопасности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;
1. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»;
2. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
3. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
4. ряд других законов.
К подзаконным нормативным актам относятся:
1. Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;
2. Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;
3. государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и другими компетентными органами;
4. акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потреб-ления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6;
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 и др.
Важнейшими международными документами в области коммерческого права являются:
1. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
2. Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи;
3. иные документы.
Субъекты РФ в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты в сфере регулирования товарного оборота, которые не могут противоречить федеральному законодательству.