Источники коммерческого права РФ

В теории права выделяются четыре основных источ­ника (формы) права:— это нормативно-правовые акты, правовые обычаи, юридические прецеденты и норматив­ные договоры.

Источники коммерческого права представляют собой внешние формы выражения норм коммерческого права, регулирующие отношения в сфере торговой дея­тельности. Если рассматривать источники коммерчес­кого права с точки зрения практики, то в этом случае таковыми источниками являются юридические акты, различных государственных, муниципальных органов, содержащие правовые нормы в сфере торговых отноше­ний, то есть конкретные нормативные акты.

Норматив­ный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных об­щественных отношений.

С учетом различных уровней правового регулирова­ния можно выделить следующие четыре группы источ­ников коммерческого права, а именно: международный, федеральный, региональный и местный.

1. К первой группе источников коммерческого права относятся общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры Российской Федерации по торговым (коммерческим) вопросам. В со­ответствии с Конституцией Российской Федерации об­щепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

Под общепризнанными принципами международно­го права следует понимать основополагающие импера­тивные нормы международного права, которые призна­ются международным сообществом и отклонение от ко­торых недопустимо.

Нормы международного права в сфере торговой, ком­мерческой деятельности имеют весьма существенное значение. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных догово­ров. Примером таких источников может служить, на­пример, Конвенция организации объединенных наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11 апреля 1980 г.3. СССР присо­единился к данному правовому акту 16 августа 1990 г. Настоящая Конвенция применяется к договорам куп­ли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Необходимо также знать, что международные правовые акты и договоры становятся частью российского зако­нодательства лишь в том случае, если они были ратифицированы Россией. Так, например, Гаагская Конвен­ция 1986 г. о праве применимом к договорам междуна­родной купли-продажи товаров на территории нашей страны, не имеетюридической силы, так как Россия не является государством-участником, подписавшим дан­ный правовой акт.

Порядок действия на территории России междуна­родных договоров регламентируется Федеральным за­коном «О международных договорах Российской Феде­рации». Настоящий закон определяет порядок заклю­чения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

2. На федеральном уровнек источникам коммерчес­кого права относятся: Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, иные подзаконные нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти России, в том числе органов власти СССР.

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., является базовым источником любой отрасли российского права и содержит ряд статей, которые закрепляют основопо­лагающие принципы коммерческого права. Так, в част­ности, статьи 8, 9 Основного закона, закрепляя права частной собственности наряду с другими видами соб­ственности и гарантируя единое экономическое простран­ство на территории России, свободное перемещение то­варов, свободу экономической деятельности, тем самым регулируют свободу предпринимательской, торговой деятельности в нашей стране. Статьи 71 и 72 Конститу­ции, разграничивают компетенцию Российской Феде­рации и ее субъектов, в том числе в вопросах торговой деятельности.

Как ранее было указано коммерческое право явля­ется составной частью (подотраслью) гражданского пра­ва, следовательно одним из основополагающих россий­ских правовых актов, регулирующих коммерческо-правовые отношения на федеральном уровне, является Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), состоящий из трех частей. Данный нормативный акт содержит целый ряд норм, применимых одновременно как для граждан­ского, так и для коммерческого и предпринимательско­го права.

Первая часть ГК РФ содержит в себе принципы орга­низации гражданского оборота, нормы, которыми опре­деляется статус субъектов данного оборота, в том числе субъектов предпринимательской (коммерческой) деятельности. Эта часть содержит также общие положения о сделках и нормы обязательственного права, вещного пра­ва, которые применяются и к торговым отношениям. Во второй части ГК РФ содержатся нормы, регламентирую­щие: отдельные виды торговых сделок. В частности, в главах 30, 31 устанавливаются общие положения о куп­ле-продаже товаров, виды договоров купли-продажи, осо­бенности договора мены. Что касается третьей части ГК РФ, то в ней содержится ряд норм, применяющихся в том числе и к коммерческим (торговым) отношениям, особенностью которых является то, что они регулируют отношения с участием иностранных граждан и юриди­ческих лиц.

Наряду с ГК РФ большую роль в регулировании тор­говых правоотношений играют кодексы, иные докумен­ты, регулирующие деятельность транспорта. К таким нормативно-правовым актам, в частности, относятся

· Воз­душный кодекс РФ от 19.03.97 г. (ред. от 26.06.2007)5,

· Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 26.06.2007),

· Кодекс торгового море­плавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006),

· Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 26.06.2007)

· и другие.

Особое значение среди федеральных законов, отно­сящихся к коммерческому праву, является Закон Рос­сийской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 25.11.2006)9. Этот закон рег­ламентирует основные права потребителей в Российской Федерации и способы их защиты. Нормы данного зако­на очень важны для потребителей товаров, с одной сто­роны, ас другой стороны они, обязывают производите­лей и посредников к определенному уровню качества товаров и услуг — с другой.

К другим законам, являющимся источниками ком­мерческого права на федеральном уровне, например, можно отнести:

♦ Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защитеконкуренции», который способствует созданию условий развития нормальной конкурент­ной среды в России, что в свою очередь помогает развитию торговли в России и устанавливает право­вые ограничения монополизации экономики.

■ Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный закон обязывает производителей производить товары, от­вечающие высоким требованиям безопасности и ка­чества, а также регламентирует обязанность производителей проводить удостоверения соответствия товаров, работ, услуг техническим регламентам, стан­дартам, сводам правил, условиям договоров.

■ Закон Российской Федерации от 20.02.92 г. «О то­варных биржах и биржевой торговле». Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для дея­тельности на товарных биржах.

■ Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товар­ных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

■ Федеральный закон РФ от 13.12.94 № 60-ФЗ «О по­ставках продукции для федеральных государствен­ных нужд». Этим законом регламентируются об­щие правовые и экономические принципы и поря­док формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, ра­бот, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности.

■ иные федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ, Постанов­ления Правительства РФ, иные подзаконные норматив­ные акты, принимаемые федеральными органами испол­нительной власти России также относятся к источни­кам коммерческого права России. Примером таких источников могут служить, например, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли», Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении правил комиссионной торгов­ли непродовольственными товарами» и многие другие.

Двумя наиболее распространенными нормативны­ми актами бывшего СССР, продолжающими действо­вать в Российской Федерации на федеральном уровне являются: Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по количеству, утвержденная по­становлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 МШ-6 (с изменениями, внесенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97 г.). Инструк­ция П-6», а также Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утверж­денная постановлением Госарбитража при Совете Ми­нистров СССР от 25.904.66 № П-7 (с изменениями, вне­сенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97 г.) — «Инструкция-7». Следует отметить, что указанные инструкции действуют лишь в случаях, если стороны торговых сделок непосредственно в договорах пропи­сали их применение..

3. На региональном уровнеисточниками коммерчес­кого права являются нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это конституции республик, уставы, законы субъек­тов Федерации, в которых присутствуют нормы, свя­занные с торговыми отношениями. В группу источни­ков коммерческого права этого уровня входят также акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других орга­нов исполнительной власти субъектов Федерации.

4. На местном уровне источниками коммерческого права выступают нормативно-правовые акты, принимае­мые путем прямого волеизъявления населения муници­пального образования, органами и должностными лица­ми местного самоуправления, устанавливающие положе­ния в сфере торговой, коммерческой деятельности на территориях соответствующих муниципальных образо­ваний. К этим источникам относятся также уставы му­ниципальных образований, решения представительных органов, постановления и распоряжения должностных лиц местного самоуправления, а также приказы руково­дителей структурных подразделений исполнительных ор­ганов местного самоуправления.

Кроме вышеперечисленных четырех уровней источ­ников коммерческого права, следует отметить, что в регулировании торговых отношений немаловажное зна­чение имеют обычаи делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложив­шееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. При этом следует иметь в виду, что обычаи делового оборота, противоречащие законодательству или поло­жениям договора, не применяются. Эти источники ком­мерческого права не обязательно должны быть зафик­сированы в письменном документе, хотя фиксирова­ние их документально является желательным, так как это вносит определенность в отношения сторон и ис­ключает возникновение коммерческих споров. Приме­ром тому могут служить принципы международных коммерческих договоров 1994 г., разработанные рим­ским институтом УНИДРУА. В международной ком­мерческой практике при заключении торговых догово­ров нередки ссылки на международные правила тол­кования торговых терминов «Инкотермс 2000», которые официально опубликованы Международной торговой палатой. Федеральная и региональные торгово-промыш­ленные палаты РФ также изучают существующие обы­чаи и публикуют их для сведений заинтересованных лиц. Так, например, в России опубликованы обычаи в области внешней торговли. Торгово-промышленные палаты имеют право на основании ст. 15 Закона от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»свидетельствовать торговые обычаи. В качестве письменного подтверждения обы­чая делового оборота в торговых отношениях могут слу­жить условия публикуемых примерных договоров, что допускается ст. 427 ГК РФ. В иных случаях сторона торговой сделки вправе доказывать существование обы­чая, и, напротив, его отсутствие, используя любые до­пускаемые правом доказательства.

К источникам коммерческого права можно также отнести судебную практику, в том числе практику меж­дународного коммерческого арбитража, доктринальные положения и др.

Формы собственности

Наши рекомендации