ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Кафедра конституционного права и прав человека
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного права и прав человека
Е.К. Алексашкин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Казань
Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и прав человека Алексашкин Евгений Карпович.
Цель данных методических указаний – помочь студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса «Административное право». Они также могут быть полезны и для студентов дневной формы обучения.
Данные методические указания утверждены на заседании кафедры конституционного права и прав человека (протокол № 12 от 1 февраля 2011 года).
.
Алексашкин Е.К., 2011.
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Целью настоящих методических указаний является оказание помощи студентам-заочникам в их самостоятельной работе по изучению курса «Административное право».
Административное право относится к четырем, наиболее фундаментальным отраслям права и занимает почетное место рядом с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Как следует из самого названия данной правовой отрасли, административное право истоком своим имеет государственную власть, т.е. нормы административного права регулируют организацию и деятельность органов исполнительной власти. И в этом отношении административное право входит в число так называемых государствоведческих отраслей, примыкая наиболее близко к конституционному праву. А в русском правоведении конца XIX – начала XX века рядом ученых административное право рассматривалось в качестве составной части государственного (ныне конституционного права).
Административное право – очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России, да и не только в России, очень велика. Как очень метко подметил французский административист Г.Бребан, нет таких секторов общественной жизни, которые бы целиком выпадали из под сферы административно-правового контроля». Следовательно, указывает автор, административное право “есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”- (Г.Бребан. Французское административное право. М., 1988. С.22).
Административное право представляет собой сложный курс, состоящий из “Общей” и “Особенной” частей, нескольких разделов и значительного количества тем, и относится к мобильным отраслям права, ибо административно-правовое законодательство наиболее подвижно в сравнении с законодательством других отраслей права. Это требует от студента систематической работы над курсом в течение всего учебного времени.
При изучении курса необходимо руководствоваться программой по “Административному праву”, определяющей круг вопросов, подлежащих изучению по каждой теме и основную литературу.
С учетом того, что административное право является одной из наиболее мобильных отраслей права, при изучении данного курса желательно пользоваться учебниками, изданными в последнее время. К таким учебникам на сегодняшний день относятся учебник Административное право РФ под ред. Л.Л. Попова. М., 2010; Административное право России. Курс лекций. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008; Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2005; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2008.
Для более углубленного изучения курса следует также обратиться к специальной юридической литературе, а также к соответствующим публикациям на страницах журнала «Государство и право». Особого внимания при этом заслуживают такие научные труды ученых как коллективный труд «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». Под ред. Н.Ю. Хаманевой, М., 2003; работа Охотского Е.В. Государственное управление в современной России. М., 2008; работа Попова Г.Х. Методы государственного управления. М., 2007; работа Пискотина М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2004; работа Черепанова В.В. Основы государственной службы и кадровая политика. М., 2008; работа Куракина А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009; работа Барцица И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008; работа Атаманчука Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.
Из публикаций на страницах журнала «Государство и право» последних лет, наиболее пристального внимания заслуживают материалы научных конференций, проводимых Институтом государства и права РАН с 1997 года в память об известном ученом в области административного права Б.М. Лазареве (“Лазаревские чтения”) – 1997, № 6; 2000, № 10; 2003, № 11; 2006, № 8; 2009, № 2, а также материалы “Круглого стола” журнала: «Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих» – 2000, №№ 3, 4; «Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития» – 2002, № 8; «Право и права человека в условиях глобализации» - 2006, № 2; «Свобода и ответственность» - 2007, № 3.
Более углубленному изучению курса “Административное право” будет также способствовать обращение студента к таким основательным публикациям на страницах названного журнала как публикация В.С. Комаровского, Т.Н. Тимофеева “Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем?” – 1997, № 10; публикация Ю.А. Тихомирова “О концепции развития административного права и процесса” – 1998, № 1; публикация Н.Г. Салищевой, Н.Ю. Хаманевой “Административная юстиция, административное судопроизводство” – 2002, № 1; публикация Жимагулова М.И. «О сущности и понятии административно-правового принуждения» - 2006, № 10; публикация Хаманевой Н.Ю. «Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения» - 2006, № 11; публикация Чиркина В.Е., Диего В. Контроль над властью. 2007, № 6; публикация Крыловой Н.В. принцип разделения властей и организация государственной службы. 2007, № 11; публикация Ломакиной В.Ф., Хаманевой Н.Ю. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности. 2008, № 9; публикация Буравлева Ю.М. Коррупция в государственном аппарате(правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу). 2008, № 11; публикация Черкасова К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеральном устройстве России. 2008, № 12; публикация Добрынина и др. Система органов государственной власти управления на уровне федерального округа. 2009, № 6; публикация Дерюги А.Н. Задачи административной деликтологии на современном этапе. 2010, № 2 1.
Особое внимание при изучении курса “Административное право” следует уделить законодательству, и прежде всего Конституции Российской Федерации. При этом нельзя полагаться на то, что с основными положениями Конституции студент знакомился уже при изучении курса “Конституционное право”. Задача студента заключается в том, чтобы усвоить статьи и главы Конституции, закрепляющие организацию и деятельность органов исполнительной власти, основные принципы государственного управления. К таким статьям и главам Конституции, требующим дополнительного осмысления при изучении курса «Административного права» относятся, в частности, статьи 2,7, 1, 12, 15, 17, 24, 32, 33, 46, 53, 55, 57, 62 и главы: 4- "Президент Российской Федерации”, 6 –“Правительство Российской Федерации” и 8 – “Местное самоуправление”.
При работе над курсом “Административное право” студенту помимо названных выше статей и глав Конституции необходимо также обратиться к целому ряду иных нормативных актов, имеющих прямое отношение к регулированию общественных отношений в сфере государственного управления, к организации и деятельности органов исполнительной власти.
Речь прежде всего идет о таких нормативных актах как закон «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 года); «О Прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года ( в ред. 4 ноября 2005 года); «О полиции» от 7 февраля 2011 года; «О безопасности» от 28 декабря 2010 года; «О чрезвычайном положении» от 21 апреля 2001 года; «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 года; «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года (в ред. от 30 июня 2003 года); «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года ( в ред. от 11 ноября 2003 года); «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 21 июля 2002 года; «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 26 июля 2006 года; «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» от 4 июля 2004 года; «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года ( в ред. от 4 декабря 1995 года); «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года; «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 года, от 4 июля 2003 года, от 31 декабря 2005 года, от 29 марта 2010 года, от 5 апреля 2010 года; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года; «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года; «Об Общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 года; «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года; О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности и в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 27 июля 2010 года; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением транспортной безопасности» от 27 июля 2010 года; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» от 30 декабря 2008 года; «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2009 года; «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе министерства иностранных дел РФ» от 27 июля 2010 года; Кодекс РФ об административных правонарушениях» по состоянию на 1 февраля 2010 года» М., 2010.
Наряду с перечисленными выше законами при изучении курса «№Административное право» студент также должен ознакомиться с указами Президента РФ. Речь, прежде всего, идет о таких указах как «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 года; «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства» от 10 августа 2000 года; «О Федеральных округах» и об утверждении «Положения» о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года; «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительство РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года, «О реестре должностей федеральной государственной службы» от 12 декабря 2005 года; «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 года (с изменениями от 22 января 2011 года); «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 года; «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти РФ» от 2 июля 2005 года; «О комиссии Президента РФ по вопросу совершенствования государственного управления» от 30 марта 2006 года; «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года; «Об утверждении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы в РФ (2009-2013 годы)» от 10 марта 2009 года; «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов» от 1 июля 2010 года; «Об утверждении «Национальной стратегии противодействия коррупции» и «Национального плана противодействия коррупции на 2010 -2011 годы» от 13 апреля 2010 года; «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» от 21 июля 2010 года; «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» от 30 января 2010 года; «О военной доктрине РФ» от 5 февраля 2010 года; «О некоторых мерах по реформирования Министерства Внутренних дел РФ» от 18 февраля 2010 года.
Помимо законов РФ и указов Президента РФ при изучении курса «Административное право» студенту надлежит ознакомиться с постановлениями Правительства РФ. К таким постановлениям Правительства РФ относятся: «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 года; «Об утверждении «Положения» о порядке ведения федерального реестра нормативных правовых актов субъектов РФ» от 29 ноября 2000 года; «О регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ» от 5 октября 2000 года; «Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста» от 2 октября 2002 года; «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» от 11 ноября 2002 года; «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 15 января 2007 года; «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флота Росси» (ДОСААФ) от 27 ноября 2009 года; «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» от 26 февраля 2010 года; «Об изменении и признании утративших силу некоторых актов Правительства РФ» (данным Постановлением внесены изменения в 69 нормативных актов Правительства РФ и 173 акта признаны утратившими силу); «Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ» от 24 февраля 2010 года.
Приведенный выше перечень нормативных актов лишний раз свидетельствует о том, что «Административное право» одна из наиболее динамичных, постоянно обновляющихся отраслей отечественного права. Это обязывает студента в процессе работы над курсом административного права постоянно следить за принятием новых законодательных и других нормативных актов, регулирующих административно-правовые отношения, и изучать их по мере опубликования 1.
Согласно учебному плану студенты заочного отделения изучают курс административного права в течение года, пятом и шестом семестрах. В пятом семестре студент работает над Общей частью курса, пишет контрольную работу и отчитывается о своих знаниях путем получения зачета, в шестом – путем сдачи экзамена по всему курсу.
Студенты, получающие второе высшее образование, изучают курс «Административного права» в течение одного семестра (первый семестр второго года обучения). При этом в отличие от студентов, получающих первое высшее образование, выполняют не контрольную, а курсовую работу. В конце семестра сдают экзамен по всему курсу.