Классификация форм и методов государственного и муниципального управления
Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана
Кафедра права
РЕФЕРАТ
на тему:
«ИНСТИТУТЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ»
Выполнил: Шишков А.В., ЛДМ-14
Руководители: Хроленкова Л.В., Попов В.А.
Москва 2016
Содержание
1. Объективное и субъективное в организации, формах и методах управления………... | |
2. Структуры и институты…………………………………………………………………... | |
3. Классификация форм и методов государственного и муниципального управления… | |
4. Основные правовые формы………………………………………………………………. | |
5. Методы волеизъявления в государственном и муниципальном управлении………… | |
Список использованных материалов………………………………………………………. |
Объективное и субъективное в организации, формах и методах управления
Организационные структуры, формы и методы, применяемые органами и должностными лицами государственного и муниципального управления, в конечном счёте, объективно обусловлены задачами и функциями таких структур. Государственное и муниципальное управление — объективная необходимость для современного общества. Поэтому государственное и муниципальное управление существует в том или ином виде во всех странах (в 2005 г. даже в Саудовской Аравии прошли выборы в наполовину избираемые городские советы), хотя в некоторых из них муниципальное управление реализуется в усеченном виде.
На основе указанной необходимости каждая страна выбирает такую организацию государственного и муниципального управления, которая отвечает (или предполагается, что отвечает) ее объективно существующим условиям. В России государственное управление осуществляется по иной системе, чем, например, в Великобритании или Китае, а муниципальное управление — иначе, чем, например, во Франции. Вместе с тем выбор той или иной системы государственного или муниципального управления содержит субъективный элемент: структуру тех или иных органов, организацию связей между ними выбирают люди, наделенные сознанием и волей. Иногда такие подходы различаются довольно сильно: в Объединенных Арабских Эмиратах, как и в некоторых других странах исламского фундаментализма, нет парламентов, а в советской России в свое время была введена система советов. В Японии существует монархическая форма правления, а в Индонезии — республиканская (хотя на деле демократии в Японии значительно больше) и т.д. Выбор той или иной системы управления имеет объективно-субъективный характер. Он зависит не только от условий страны, но отражает подходы, взгляды создателей тех или иных систем, разработчиков конституций, состава законодательных органов, руководителей государства. Иногда такие взгляды находят выражение в своеобразных управленческих системах (например, в свое время система «партия-государство» в Гвинее или «дирижируемый либерализм» в Замбии).
Система управления в каждой стране регулируется огромным количеством правовых актов, включая конституции, законы, акты главы государства, правительства и т.д., существует множество отдельных положений, определяющих правовой статус тех или иных организаций, органов, должностных лиц.
Структуры и институты
В системах управления используются различные управленческие структуры и институты. Структура управления — наиболее крупная составная часть в системе государственного или муниципального управления (например, парламентаризм или президенциализм в государственном управлении, англосаксонская или романо-германская структура муниципального управления). Понятие института государственного или муниципального управления отличается от понятия института права, используемого в юридических науках. С точки зрения правового подхода институт — это система правовых норм, регулирующих обособленную часть определенных отношений в рамках данной отрасли нрава (например, институт собственности в гражданском праве, трудового договора — в трудовом).
Институт государственного или муниципального управления — это организационно-функциональное образование, характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов деятельности, различные стороны таких институтов регулируются правовыми нормами, их названия нередко совпадают с названиями правовых институтов конституционного, муниципального, административного права (например, институты референдума, административной ответственности, главы администрации местного самоуправления), но во-первых, это иные по характеру институты (не совокупность норм), а во-вторых, в государственном и муниципальном управлении возможны иные классификации институтов. Институтами государственного и муниципального управления являются учреждения (например Пенсионный фонд РФ), коллегиальные и единоличные органы государственной и муниципальной публичной власти (например, Правительство РФ или субъекта РФ — Ставропольского края, мэр г. Ковров Владимирской области), должностные лица (например, начальник районного отделения милиции), вспомогательный управленческий персонал (сотрудники канцелярий и др.). Институтами являются также государственная служба, институт административного режима и др. В рамках этих наиболее общих понятий можно осуществить конкретизацию институтов государственного и муниципального управления, например, в рамках органов выделить институт парламента (высшего представительного органа), правительства (высшего органа исполнительной власти), суда, прокуратуры и т.д., в рамках института должностного лица можно выделить институт руководителя, его заместителя, администратора, принимающего решения, исполнителя и более конкретных должностных лиц. Положение каждого из них, его полномочия регулируются законами, иными правовыми органами.
В каждом институте есть его организационная сторона, которая зачастую доминирует. Поэтому некоторые институты имеют преимущественно организационный характер, являются в основном организационными институтами. Однако каждый институт существует не сам по себе, он предназначен для деятельности, осуществления определенной (частичной) функции в сфере государственного или муниципального управления. Поэтому в любом институте государственного и муниципального управления всегда присутствует функциональная составляющая. Вместе с тем, в некоторых институтах такая составляющая является доминирующей. Это, условно говоря, функциональные институты.
Классификация форм и методов государственного и муниципального управления
Существуют различные классификации форм и методов управленческой деятельности органов государства и местного самоуправления по разным основаниям деления. В реальной жизни они переплетаются, используются одновременно, переходят друг в друга. В юридической науке различаются правовые формы и методы управления (они урегулированы правовыми актами) и организационно-технические (неправовые, но не противоправные) формы и методы, применяемые в текущей, оперативной работе. За применение противоправных форм и методов управления возможна ответственность, причем ее несет и само государство (во внутригосударственных отношениях — например, за причинение ущерба лицу государственными органами при принятии противоправных актов или совершении противоправных действий, в международно-правовых отношениях — за агрессию, преступления против человечества, использование методов, запрещенных международным правом). ФРГ выплачивает компенсацию лицам, насильственно угнанным из оккупированных территорий в Германию во время Второй мировой войны, за их подневольный труд. Обычно принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методик, способов, приемов. Экономические методы состоят в создании государством таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает субъект управления. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки кадров. Административные методы это команды субъекта управления (требования, запреты и т.д.), обязывающие поступать определенным образом. Они могут быть материально невыгодны управляющему субъекту, но необходимы по другим причинам (например, заказ на производство дорогостоящей техники для обороны страны). Идеологические методы это воздействие на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны субъекта управления (например, на коробках с сигаретами от имени государства Министерства здравоохранения и социального развития РФ есть надпись, предупреждающая о том, что курение опасно для здоровья). Впрочем, нужно иметь в виду, что применение всех методов так или иначе проходит через сознание людей.
Основные правовые формы
В числе основных правовых форм следует назвать законодательство, управление (администрирование'), правосудие, контроль.
Законодательствование — это установление правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических и юридических лиц, организаций, учреждений, предприятий, коллективов и т.д. Указанным правилам должны соответствовать подзаконные правовые акты (указы президента, постановления правительства и т.д.).
Законы обычно принимаются высшим представительным органом государства — парламентом, но могут быть приняты и другим способом, например путем референдума (голосования избирателей), в некоторых монархиях — монархами.
Управление в узком смысле этого слова – администрирование, исполнительно-распорядительная, организационная деятельность государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Для его осуществления также издаются правовые акты, но в этой сфере деятельности особенно широко применяются организационно-технические методы, приемы, способы.
Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать конфликты, возникающие между органами государства и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, гражданами и органами государства, а также решать другие вопросы (например, официально устанавливать факты, имеющие юридическое значение). Суд рассматривает конкретные дела и споры в судебной коллегии (некоторые дела может решать единолично судья). Решения суда (после вступления их в силу) должны выполняться всеми органами государства (в том числе и главой государства, а также парламентом, если суд осуществляет конституционный контроль в отношении законов), юридическими и физическими лицами, объединениями и т.д.
Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, проведение проверок соответствия деятельности органов государства и муниципальных образований, должностных лиц законам, актам вышестоящих органов, путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов, правил противопожарной, противоэпидемической и т.д. безопасности. Надзорной или контрольной деятельностью занимаются в ряде стран прокуратура (проверка соблюдения законности), конституционные суды и советы (конституционный контроль), специальные органы (контрольные палаты или управления в Польше, Чехии, Словакии), Счетная палата РФ (проверка исполнения государственного бюджета), генеральные контролеры, генеральные ревизоры, омбудсмены (уполномоченные по правам человека, охране окружающей среды и др.). Надзорные органы, как правило, не могут давать каких-то обязательных указаний, распоряжений. Они устанавливают лишь факт, нарушение, составляют об этом акт и наделены правом обращаться к парламенту, правительству, вышестоящим (по отношению к проверяемому объекту) органам и должностным лицам, в некоторых странах при обнаружении грубых нарушений указанные органы могут возбудить дело в суде. Контрольные органы обычно вправе принимать обязывающие решения, принудительные меры. Впрочем, различие надзора и контроля в науке недостаточно определено, да и названия соответствующих органов этому не способствуют.
С точки зрения особенностей волеизъявления государства, органов и должностных лиц в государственном и муниципальном управлении различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др.